Разбор ошибочных воззрений Виктора Пелевина

733 прочитали

1-я часть из серии статей на эту тему.

1-я часть из серии статей на эту тему.

На самом деле, поскольку я персонально не знаком с Виктором Олеговичем, не могу утверждать, что воззрения, которые в этой статье (наверное, это будет серия статей, а то и целая книга, так как материала плодовитый Пелевин предоставил мне очень много) я подвергну разбору, являются личными взглядами Виктора Олеговича. Но ведь искусство всегда, в какой -то мере, автобиографично. Через своих персонажей авторы транслируют свои идеи. Хотя, на самом деле, не столь уж важно, воззрения ли это Виктора Олеговича или нет. Идеи, по природе своей, безличны. Я просто хочу воспользоваться возможностью, которые даёт мне этот замечательный автор, которого я считаю лучшим из современных российских писателей, чей слог мне очень нравится и который на страницах своих книг многократно, образно и ярко запечатлел распространённую философию, которую я и сам когда - то разделял и которую я сейчас подвергну разгрому.

Повторяю, мне нравится Виктор Пелевин. Он – великий писатель мирового масштаба. Лучшие его труды – настоящие шедевры. В них вы найдёте художественную литературу в её лучшем проявлении – интригующие сюжеты, колоритных героев, злободневную сатиру, острый юмор, едкий сарказм, релевантные культурные, исторические и геополитические отсылки, пророческую футурология и тонкую иронию.

Вот только с точки зрения философии я вижу проблему.

Почему это настолько важно, что я решил потратить драгоценное время на её разбор? Потому что, я сам когда-то разделял философию, транслируемую Пелевиным, был очарован ею и пришёл к пониманию её опасности.

Эта философия сквозит во всех произведениях Пелевина, за исключением романа Тайные Виды на Гору Фудзи. Именно он (вернее, содержащееся в нём описание так называемых джхан, то есть уровней медитации, которым обучал Готама Шакьямуни) привёл меня к раннему буддизму Тхеравады и Палийскому Канону. Как профессиональный методолог, я быстро распознал в них метод, которой сразу же начал практиковать. Прилежное применение Метода Готамы быстро привело меня к переживанию ниббаны, то есть - к глубокой трансформации и подлинному освобождению. А ведь до этого я более 20 лет практиковал разнообразную эзотерику, магию, родноверие, шаманизм, тантру, брахманизм, адвай - веданту, Махаяну и Дзогчен.

Обретение и применение изначального Метода Готамы сделали для меня все прочие пути тщетными, ненужными, неудовлетворительными. Прошло понимание, что никакая магия, никакие ритуалы не освобождают человека от страданий, а следование Методу Готамы - реально освобождает, причём, в короткий срок.

Но, к сожалению, Виктор Пелевин, так гениально описавший джханы и прозрение в повести Тайные Виды на Гору Фудзи, судя по его последующим произведениям, сам пока ещё не дошёл до высшей цели человеческого существования, не вступил в поток, ведущий к ниббане, не освободился от неправильных взглядов, которые удерживают существа в круговороте сансары.

Пишу эту статью в уверенности, что уважаемый Виктор Олегович прочитает её, и она поможет ему сделать то, что он когда -то помог сделать мне. Долг платежом красен. А также, я пишу для вашего блага, мои дорогие читатели, и блага ваших близких, чтобы вы, друзья, осознали тщету нижеследующей философии, которая может завораживать, но не избавляет от страданий.

Далее я буду приводить цитаты из разных книг Пелевина и мои к ним комментарии с точки зрения раннего буддизма, который я называю Методом Готамы.

Начну с книги Непобедимое Солнце (Москва : Эксмо 2020. – 704 с.). Древнеримский император на странице 185 рассуждает:

«Философия позволяет оправдать любое преступление какой - нибудь пышной фразой; убийца и мятежник всегда найдёт в философе надежного помощника, если сможет оплатить его услуги.

Я не любил философов. Даже Марка Аврелия… все мысли [которого] сводились к одному и тому же: «Благо в том, что благостно».

Философы спорят, что есть благо. Цезари знают это и так. Увы, и первые, и вторые редко его обретают. Но цезари хотя бы открыто хватают этот мир за уши, философы же постоянно торгуют тенью того, что не только им не принадлежит, но и не отбрасывает на самом деле никакой тени». Непобедимое Солнце, стр. 185.

Как бы ответил на эти слова человек, практикующий метод Готамы?

Например, буддийский монах Нагасена, который беседовал с греческим царём Мелиндой [(Менандром), правителем одного из государств, образовавшихся на территории Северо-Западной Индии и сопредельных стран после восточного похода Александра Македонского. Его царствование относят к 130—100 гг. до н. э.] мог бы ответить персонажу Пелевина так:

Цезарь, действительно, существуют философы, которые отвергают или считают необязательными такие качества, как милосердие, любящую доброту, нравственность и этику. Но не все философы такие. И да, ты прав, император, многие философы бесконечно спорят о том, что есть благо, ничего не зная об этом. А цезари, о которых ты говоришь, при всём уважении, ошибаются, когда думают, что они знают.

Однако, жил некогда один принц, который стал отшельником. Звали его Сиддхарта Готама, он был из царского рода Сакьев. Этот принц -отшельник после шести лет поиска первым из людей узнал точно, что такое благо. Он показал к этому благу путь. Благо, император – это третья Истина Благородных. Первооткрыватель вечного Блага, пережив его на опыте, назвал эту высшую из всех видов реальности «ниббана». Это угасание неведения, алчности и злости, прекращение страдания, блаженство, бессмертие. Вечная, несоставная реальность, не подверженная ни смерти, ни распаду, не имеющая ни начала, ни конца. Император, существует прикладная философия - открытый отшельником Восьмеричный Путь Благородных, от Правильных Взглядов до Правильного Сосредоточения. Шествующие по нему кладут конец всем страданиям. Важной составляющей данного метода, и необходимым условием полного освобождения от страданий, наряду с правильными взглядами и правильной медитацией является нравственность, то есть этика, праведная жизнь.

В этом же романе Пелевина, в Непобедимом Солнце на стр. 41 главная героиня Саша Орлова беседует с немцем по имени Ганс - Фридрих, который втирает ей следующие ложные мысли. Автор Виктор Пелевин ему не возразил. Придётся мне это сделать. Мои комментарии в скобках.

– Человек – это загадка, не разгаданная еще никем.

(Это не правда, Готама эту загадку разгадал. Человек – это 5 совокупностей или групп привязанности, так называемые кхандхи, а именно – совокупность элементов материи, совокупность сознаний, совокупность различающих механизмов, совокупность установок или намерений и совокупность чувств.)

«Ты родилась, живешь, взрослеешь – и постепенно видишь, что в существовании много непонятного. На самом деле – одна сплошная тайна. Но мир давно научился ловить таких как ты. Как только ты понимаешь природу загадки, вокруг тебя появляется сто разных табличек с надписью «Окончательная Эксклюзивная Разгадка Всего За Смешные Деньги». Ты подходишь к одной из табличек. Там, если коротко, стоит лопата – и инструкция «копать сто лет».

(Это не так, не все инструкции лживы, не все инструменты бесполезны, не все учители порочны. На самом деле, реально существует скоростной метод, который, в зависимости от мотивации, способностей и усердия практика, позволяет за неделю, 2 недели, за месяц, за три месяца, за год, за 3 года или за 7 лет обрести ниббану, освобождение от страданий).

«Ну или ждать сто лет, пока все спонтанно выкопается…»

(Спонтанно точно не выкопается, правильные действия и правильное усилие – это необходимые факторы освобождения от страдания.)

«Все эти таблички – тоже часть лабиринта, элементы мирового обмана. Они существуют не для того, чтобы открыть тебе глаза, а для того, чтобы глубже спрятать тайну. Уже навсегда спрятать. Пока ты ищешь сама, ты еще можешь что-то случайно найти. А когда ты повелась на одну из этих табличек, ты уже все как бы нашла. Ты получила лопату и место, где рыть, получила фотографию Мудрого Учителя, чтобы повесить над кроваткой, и больше не можешь повторять свои детские «почему?» и «зачем?». Теперь надо копать, копать, копать, потому что тебе дали ответ. Тебя поймали в сачок, сестра…»

(Неправда, Ганс, не все учители лжеучители. Жил на Земле и правильный учитель, который дал нам пошаговый победоносный метод, применить который и достичь результат может каждый.)

И далее, пожилой немец морочит русской девушке голову в следующем диалоге (в скобках даю мои опровержения лживых утверждений Ганса – Фридриха):

– Проблема не в том, что истину нельзя найти, моя девочка. Проблема в том, что ее слишком много на рынке. Найти ее чересчур просто. Жизнь коротка, а прилавков, где торгуют этим продуктом, слишком много… Ты даже не успеешь обойти их все, какое там попробовать товар на вкус. Понимаешь?

– Так что же делать? – спросила я.
– Для начала надо понять, что истину нельзя узнать от людей.
– Почему?
– «Человек» и «истина» – это антонимы.
– В каком смысле?
– Каждый человек есть по своей природе вопрос. Вопиющий вопрос. Откуда же у него возьмется ответ?

(На самом деле, друзья, истину можно и нужно найти. Те истины, которые должны интересовать не праздношатающегося человека, не знающего, что он или она ищет, но человека целеустремлённого, ищущего способ положить конец страданиям, стать по -настоящему счастливым, то есть, истины благородного человека, следующие:

1) Существует страдание.

2) Существуют причины страдания.

3) Существует прекращение страдания.

4) Существует путь, ведущий к прекращению страдания).

Продолжение следует.