Открывая эту главу картиной норвежского исторического художника Оскара Арнольда Вергеланна (Oscar Arnold Wergeland; 1844—1910), я хотел бы в двух словах сказать, почему именно исландские саги стали основным источником наших знаний о мифологии скандинавов-викингов.
Первые скальды были норвежцами. К Х в. искусство скальдов получило широкое распространение в Исландии. К этому времени остров стал главным форпостом викингов в Северной Атлантике. У исландцев не было ни королей, ни титулованной знати. Альтинг (народное вече, пред-парламент) управлял всей социально-политической жизнью острова. Именно альтинг, а не правящий монарх или знатные семьи, большинством голосов решил ок. 1000 г. заменить язычество христианством. Поэтому переход от обрядов Одина и Фрейи к католической мессе прошел гораздо более гладко, чем в Норвегии, Дании и Швеции. Исландцы смогли сохранить тихую гордость своим древним языческим прошлым и древнескандинавский язык в качестве своего национального. Уже в кон. 1100-х гг. исландские монахи, поэты и ученые начали записывать саги, висы и другие сказания еще вполне реальных скальдов. Эта литературная индустрия существовала в течение следующих двух столетий – а что еще было делать на острове, где зима длится более семи месяцев?
Католическая церковь, в силу названных причин, таким занятиям не препятствовала. Интерес к сагам как к описанию великого прошлого пережил взлет в период скандинавского Ренессанса XVI–XVII в., когда в условиях создания национальных государств, Реформации и борьбы за национальную церковь разработки национальных идей вышли на первый план в гуманитарном сознании скандинавов.
В кон. XIX в. модерн породил интерес к эстетике Севера и потребовал переосмысления древней европейской истории. Концепция провальных «темных веков» уже не устраивала интеллектуалов, и исландские саги, сохранившие идеи и факты эпохи переселения народов, пришлись как нельзя кстати для их переосмысления в истории и искусстве.
Однако продолжим знакомство с основными персонажами скандинавских мифов, изложенных в исландских сагах.
Фригг – жена Одина, верховная богиня, родоначальница рода асов. Покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению. Она провидица, ей известна судьба любого человека, но она не делится этими знаниями ни с кем. Символами Фригг являются прялка (она, в том числе, прядет облака) и пояс с ключами.
Фригг, покровительницу материнства и жену могущественного бога Одина, сопровождали ее служанки и вестницы Гна и Фулла. Гна известна также как богиня трансформации, которая поднимает сознание на недосягаемую высоту. Фулла носит ларец Фригг и хранит её обувь, и ей ведомы сокровенные помыслы богини-матери.
У Фригг есть волшебный ларец, внутри которого она видит все тайны мира. Хотя она знает все (даже, возможно, больше, чем Один), она никому не рассказывает.
День недели пятница в германских языках (нем. Freitag, англ. Friday, и т.п.) назван по имени Фригг, но предполагается также контаминация с Фрейей.
Сэм Флегал (Sam Flegal) – молодой британский художник, соведущий One Fantastic Week, еженедельного интернет-шоу о художниках фэнтези. Ему поручено художественное оформление первого в Великобритании храма скандинавских богов. Его возведет в Ньюарке официально зарегистрированное в Соединённом королевстве Братство Одинистов.
Фрейр – брат-близнец Фрейи, бог плодородия, мира, процветания и мужской силы, податель солнечного света, ясной погоды и доброго урожая. Происходит из рода ванов, некогда враждебного асам. Ньёрд, отец Фрейра, после заключения мира между асами и ванами был оставлен ванами в Асгарде заложником. Его дети также живут в королевстве асов и вернутся к ванам в конце времен. Фрейр не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами.
Священное животное Фрейра — вепрь Гуллинбурсти ("золотая щетинка"), а боевой атрибут – чудесный корабль Скидбладнир ("сделанный из дощечек"). Корабль был изготовлен из множества маленьких частей, и столь искусно, что его можно было сложить, как ткань, и засунуть в мешок. В развернутом состоянии он вмещал любое количество воинов.
Шведский художник Нильс Асплунд (Nils Asplund; 1874—1958) изобразил в главном зале Гетеборгского университета (Швеция) бога Хеймдалля – стража богов и мирового древа. Он охраняет радужный мост Биврёст, соединяющий Асгард (небесный город, обитель богов-асов) с другими мирами. В начале Рагнарёка (времени гибели богов и всего мира) Хеймдалль и Локи убьют друг друга в схватке.
Бог весны и света, Бальдр подобен присутствующим в мифологии многих народов божествам умирающей и возрождающейся природы, покровительствующим земледелию или растительности в целом.
В 1842 г. в Мерзебурге (Германия) на обороте средневековой рукописи были найдены два метрических стиха на старонемецком. Один из них рассказывал историю излечения Вотаном (Одином) любимого жеребца Бальдра. Так было подтверждено родство исландских саг и древнегерманских мифов.
Опасаясь за жизнь Бальдра после пророческого сна Одина, Фригг обязала все существа и все растения в девяти мирах не причинять зла богу весны.
Все асы любили Бальдра, прекрасного брата Тора. Все, кроме Локи, бога озорства. Однажды боги забавлялись метанием копий и камней в Бальдра, ставшего неуязвимым. Злокозненный Локи подсунул слепому Хёду прут из омелы, единственного растения, смертоносного для бога весны. Побег пробил грудь Бальдра, и бог упал замертво.
Кристоффер Вильхельм Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg; 1783 –1853) – датский художник и педагог, признанный основоположником Золотого века датского искусства в области живописи.
Измученные горем, боги послали благородного Хермодра в царство мертвых, чтобы умолять его владычицу Хель о его возвращении Бальдра. Хель, иначе Хелла, дочь Локи, описывается как «черная, словно ночь, и белая, как снег». Она была не слишком довольна обращением с Локи со стороны Одина, однако согласилась уступить, если каждое живое существо прольет хотя бы одну слезинку по Бальдру. Асам удалось заставить горевать каждое существо в девяти мирах, кроме великанши Токк, в которую воплотился коварный Локи. Из-за этого Бальдр остался в Нифльхейме (ледяном аду) до Рагнарёка.
День/Dagr персонифицирован в Старшей (Песенной) Эдде, составленной в XIII в. из более ранних традиционных источников, и в «Эдде в прозе» (Младшей Эдде), написанной в XIII в. В обоих источниках Дагр связан с быстрым конём Скинфакси, который "рисует день человечеству".
Ночь/Natt – мать Дагра и бабушка Тора, и мчится на коне Хримфакси. Имена Скинфакси и Хримфакси означают «сияющая грива» и «покрытая инеем грива» соответственно.
Окончание следует!
А канал ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ждет ваших уточнений и комментариев.
А также лайков, дизлайков 🤗 и подписок
#саги #живопись #скандинавия