Запад готовится поставить новое оружие Киеву по итогам "Рамштайн-8", писал накануне саммита на авиабазе обозреватель хорватского издания "Адванс", специализирующийся на международной тематике, Д. Марьянович
Несколько прошедших недель прошли под знаком ожесточенных боев за Соледар и Бахмут. Соледар за это время перешел в руки российских сил, тогда как битва за Бахмут продолжается. В то же время формируется один новый нарратив, который исходит с фронтов и распространяется по главным центрам украинских союзников. В последнее время там активно обсуждают необходимость поскорее отправить тяжелые вооружения на Украину.
Похоже, лоббисты неограниченной отправки оружия наконец-то победили в споре, в котором не было явных фаворитов. Было известно, кто хочет тотальной эскалации и не думает о последствиях. Конечно, это Киев, а с ним его союзники: Польша и три прибалтийские республики. Несмотря на громкость их голосов, они не могли изменить позицию таких центров, как Берлин и Париж. Но что-то за последнее время произошло и тормоза у тех, кто проявлял бóльшую осторожность, стали отказывать. Сегодня на саммите Всемирного экономического форума в Давосе казалось, что этих тормозов нет вовсе, и что западные союзники вдруг вступили в гонку за то, кто быстрее отправит Украине как можно более тяжелые вооружения. Германия все еще немного колеблется, но долго так не продлится. Однако о Германии поговорим чуть позже.
Кажется, все прежние угрозы были не более чем "фигой в кармане", то есть многие на Западе думали, что Украина, как бы ее откровенно ни поддерживали, все же долго не продержится под российским военным натиском. Сегодня же, когда российская армия неделями сражается за небольшой городок, который находится в сотнях километров от Киева, восприятие резко меняется. Крепнет ощущение, что сейчас отправка всего имеющегося оружия "стоит того". Тогда Российская Федерация потерпит поражение. Больше нет страха, что это оружие слишком "разъярит Россию". А немецкий министр финансов утверждает, что Германия больше не зависит от импорта энергоносителей из Российской Федерации, и, быть может, в этом причина нынешней смелости?
На самом деле Берлин — эпицентр этого нарратива. Как известно, немецкие власти сильно колебались в вопросе увеличения военной помощи Украине. В действительности колебалась фракция вокруг канцлера Олафа Шольца, а "Зеленые", коалиционный партнер в немецком правительстве, с самого начала (и даже до него) были готовы максимально поддержать Украину.
Если удастся склонить Германию к интенсивному вооружению Украины, в том числе танками "Леопард", мы еще на шаг приблизимся к расширению войны на территории Европы. Немцы, не все, но многие, понимают, что Российская Федерация может истолковать это как немецкое участие в конфликте и включить саму Германию в список "законных целей".
А им не безразлично. Российская Федерация — самая большая ядерная держава мира, и нетрудно себе представить сценарий, при котором Москва заявит, что, мол, Германию снова готовят и натравливают на Россию, как это уже было в годы Второй мировой войны. В такой ситуации Россия может прийти к выводу, что вправе обороняться всеми доступными ей средствами. А что это означает, мы знаем.
Олаф Шольц, если это вообще возможно, хотя бы снизил риск подобного развития событий. Но давление на него растет, и он уже показал, что давление переносит плохо.
Ясно, что давление со стороны Варшавы, Вильнюса, Риги и Таллина не особо заботят немецкого канцлера. Но теперь давление исходит от того, кому труднее всего не подчиниться — от Вашингтона. Точнее Вашингтон "едет" в Германию.
Американский министр обороны Ллойд Остин прибыл сегодня в Германию, чтобы встретиться с новым министром обороны Борисом Писториусом. Напомню, что Писториус принес присягу всего день назад. Завтра они оба встретятся с десятками союзников на американской базе Рамштайн, чтобы гарантировать поставки оружия Украине. Эта встреча — возможность гарантировать поставки оружия, способного изменить ход конфликта в этом году.
Авиабаза Рамштайн — место символическое, подтверждающее американскую мощь и влияние в Европе и над Европой, особенно Германией, откуда американские войска на самом деле никогда не уходили. Американцы расценивают заседание в Рамштайне как встречу, на которой будет принято окончательное решение и подтвердятся условия, при которых Украина должна не только отразить нападение Российской Федерации, но и нанести ей военное поражение.
В таких обстоятельствах немцам просто не позволят сказать "нет".
Источники в Берлине сообщают, что немцы всё ещё колеблются, а точнее пытаются разными способами обойти то, что сейчас им преподносят как свершившийся факт. Так, мы недавно слышали от высокопоставленных руководителей, что Берлин готов пообещать танки Украине, но только при условии, что Соединенные Штаты согласятся отправить свои тяжелые танки "Абрамс" на Украину. Почему? Когда-нибудь потом в случае чего Берлин сможет сказать разгневанной России, что "верховодили не мы, а американцы".
Однако за послевоенный период Германия еще никогда не предъявляла подобных требований и ультиматумов Соединенным Штатам Америки, и их не будет и теперь. Поэтому относительно быстро из Вашингтона пришел короткий ответ, что пока США не собираются отправлять свои танки "Абрамс" на Украину, поскольку это сопряжено, помимо прочего, с "логистическими проблемами".
Таким образом, немцам дают понять, что будет не так, как они требуют, а так, как им говорят. И это как раз та точка, когда Олаф Шольц больше не сможет обороняться, поскольку все остальное может сделать из него "друга Российской Федерации".
Соединенные Штаты Америки хотят переломить тенденцию к почти полной заморозке фронтовой линии на Украине за счет новых военных возможностей. Вашингтон надеется, что они придадут борьбе украинских сил с российскими новый масштаб, как то подтвердил в среду главный политический советник Пентагона Колин Каль. Он подчеркнул, что Пентагон все еще не готов удовлетворить просьбы Киева, который желает получить боевые танки М1 "Абрамс". "Думаю, что мы еще к этому не пришли", — заявил Каль, который недавно вернулся из поездки на Украину. "Танк "Абрамс" — это очень сложная техника. Он дорогой. На нем трудно тренироваться. У него реактивный двигатель", — пояснил Колин Каль.
Но почему Германия не может сказать что-то подобное? Конечно, вопрос риторический. Германия живет под строжайшим надзором Соединенных Штатов Америки, и на самом деле эта ситуация не менялась с конца Второй мировой войны. Изменения были только на востоке, где строгий надзор осуществляла Москва. Потом Советский Союз распался, и Германия объединилась. Однако в геополитических вопросах это не обеспечило ей автономию, что подтверждает вышеизложенное, а также данные о тотальном американском шпионаже в Германии.
Что касается нынешней ситуации с танками, Германии сказано, что вариантов у нее нет. Только ее "Леопарды" подходят. Почему? Потому что Германия произвела их в большом количестве во время холодной войны, а сегодня, по крайней мере как утверждает Вашингтон, эти танки — единственный приемлемый танк, да еще и в достаточных количествах, который можно отправить на украинский фронт.
Предположим, Германия сегодня или завтра согласится на американское требование. Что тогда? Насколько быстро эти танки доберутся до Украины, большой вопрос. Но складывается впечатление, что сильнейшая эскалация только предстоит: либо в виде наступления российских сил, либо в виде наступления украинских после получения серьезного подкрепления. Похоже, впереди крупное столкновение, которое на этот раз начнется без промедления и без отказов Украине в оружии. Источники утверждают, что завтра в Рамштайне Украине гарантируют поставку сотни танков и БМП. Под строгим взглядом американского министра обороны европейские страны дадут больше, чем когда-либо прежде, и таким образом включатся в вооруженный конфликт, продолжающийся уже почти год.
Это крупное столкновение произойдет в текущем году, возможно, уже будущей весной, а масштаб подготовки наводит на мысль о скором возможном завершении этого вооруженного конфликта. Ведь цель — нанести в этом столкновении противнику такой удар, чтобы он не смог продолжать воевать или решил бы, что это бессмысленно. Проблема только в том, что сейчас, по-видимому, обе стороны уверены, что это противник падет на колени, а не они сами.
© Перевод с хорватского Александра Жабского.