Светосигнальное оборудование - это один из комплексов мер, обеспечивающих безопасный цикл взлета и посадки в ночное время, а так же в условиях низкой вертикальной и горизонтальной видимости.
Основные типы ССО.
К ним относятся в первую очередь:
Огни Малой Интенсивности (ОМИ). Предназначены для обеспечения захода на посадку, посадки, руления и взлета ВС при визуальных полетах и полетах по ППП.
Огни Высокой Интенсивности (ОВИ).
Предназначены для обеспечения захода на посадку и посадки ВС по категориям 1, 2 и 3, а также руления и взлета.
Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определённой последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землёй.
Группы огней:
1. Огни постоянного приближения и импульсного излучения. Установлены по линии продолжения оси ВПП и предназначены для указания пилоту направления на ось ВПП. Как правило излучают белый свет.
2. Огни световых горизонтов.
Обычно представлены световой полосой белого цвета. Длина таких стробов может достигать 500—700 метров.
Основная задача это контроль положения воздушного судна относительно земли.
3. Входные огни.
Торцевые огни ВПП обозначаются непрерывной линией огней зеленого цвета. Они располагаются на пороге полосы и располагаются под углом 90 градусов к белым стробам, проложенным вдоль.
4. Огни знаков приземления.
Устанавливаются за на расстоянии 150—300 м от порога ВПП перпендикулярно оси ВПП в виде небольшого светового горизонта за пределами ВПП. Огни знака приземления излучают белый свет.
5. Ограничителтные огни.
Обозначают конец ВПП и обозначают красный свет.
6. Огни зоны приземления.
Ими обозначается зона приземления в ночное время суток или в условиях низкой видимости. Устанавливаются в два ряда параллельно оси ВПП на участке 900 м от порога ВПП. Излучают белый свет.
7. Боковые огни и огни зоны приземления, располагаясь в одном ряду, образуют световой коридор, по которому пилот легко определяет правильность выхода на ось ВПП.
8. PAPI (Precision Approach Path Indicator) - система визуальной глиссады указателя траектории точного захода на посадку.
Представляет собой систему из четырех огней с резким световым переходом. (про них напишу отдельно)
9. Посадочные огни.
Размещаются с двух сторон вдоль ВПП и обозначают ими боковые продольные стороны ВПП.
При помощи посадочных огней маркируются 600-метровые участки по концам ВПП. На этих участках посадочные огни излучают жёлтый свет, на остальных — белый.
10. Огни концевой полосы торможения.
Они предназначены для указания направления на ось ВПП, дают информацию пилоту о ширине зоны приземления, моменте начала выравнивания.
11. Осевые огни предназначены для указания пилоту продольной оси ВПП при посадке и взлёте ВС.
На участке 900—300 м от конца ВПП осевые огни излучают красный и белый свет попеременно, а на остальном участке до порога ВПП — белый.
12. Огни быстрого схода.
Ими обозначают РД, на которых возможно двигаться со скоростью 60 км/ ч и более для освобождения ВПП и тем самым, увеличив пропускную способность ВПП.
Излучают зеленый свет.
13. Боковые и осевые рулёжные огни служат соответственно для указания продольных границ и осевой линии рулёжных дорожек. Боковые рулёжные огни излучают синий свет, а осевые — зелёный.
14. Стоп огни.
Обозначают запрет для движения ВС у пересечений с РД, а так же мест привыкания РД к ВПП. Излучают красный свет.
15. Предупредительные огни.
Предупреждают пилота о ближайшем пересечении РД. Излучают желтый свет.
16. Заградительные огни предназначены для светового обозначения препятствий в районе аэродрома, излучают красный свет.
17. Аэродромные световые указатели облегчают экипажу ориентировку на аэродроме при рулении, а также при движении ВС по аэродрому. Существуют управляемые и неуправляемые. К управляемым можем отнести светофоры, запрещающие движение. К неуправляемым - буквенные обозначения РД.