Не будет преувеличением, если мной будет высказана точка зрения о том, что перед множеством молодых людей в современных реалиях часто возникают вопросы: «Зачем я здесь учусь?», «Что «я» такое в этой шараге?», «Что мне здесь пытаются запихнуть в голову?», «Чего от меня всем надо?» и тому подобное. Разумеется, подобные вопросы имеют место быть благодаря множеству проблем, в том числе и психосоциальных. Ведь нередки случаи, когда молодой человек, желая поступить на обучение по интересующей его специальности или в то учебное учреждение, где он хочет получить образование, в итоге поступает на специальность или в учреждение, которые он вообще в гробу видел. Такого рода шаги могут быть обусловлены внешним влиянием, или даже давлением, со стороны окружения (семьи, друзей, учителей и пр.), которые считают, что твое желание является не более, чем бесполезной и безмозглой идеей, которое не прокормит тебя и не даст тебе ничего в будущем. Иными словами, все склоняется к утилитаристской оценке твоих стремлений (т.е., приносят ли твои стремления пользу тебе и другим?). Или же близкий человек, который не смог реализовать себя, к примеру, в спортивной или педагогической стезе, пихает тебя в эту стезю, не спрашивая тебя, хочешь ли ты этого или нет, пытаясь через тебя достичь того, чего близкий не смог достичь сам. К сожалению, такие проблемы встречаются достаточно часто.
В то же время, не менее часто, возникает и другая проблема, когда парень или девушка следует своему желанию, поступает туда, куда он хочет, обучается на том направлении, на котором он хотел обучаться, но со временем разочаровывается в своем выборе и либо, становясь аморфным учеником, демонстрирует весьма посредственные результаты в учебе, либо же вообще уходит из учебного заведения «по-английски», не чувствуя удовлетворения от того, что он получил в процессе обучения. Проще говоря, происходит этакое «открытие занавеса», ограждающего собой ту реальность, которую ты хотел видеть, и ту реальность, которая существует на самом деле. Можно было бы предъявить претензии молодому человеку, что, мол, ты сам не знаешь, чего ты хочешь, или, мол, надо было делать так, как тебе говорили раньше (поступать туда-то, учиться тому-то – и было бы тебе счастье). Правда, стоит задаться вопросом: действительно ли проблема лежит лишь в самом обучающемся? Не оказывает ли сама система образования негативный эффект на ученика или студента, вне зависимости от специальности, учебного учреждения и прочего? Какие проблемы в образовании видны невооруженным взглядом, а какие проблемы требуют более пристального взора? Думаю, что вопросы, которые я попытаюсь осветить в данной статье, уже не раз возникали в голове как человека, который пытается своими 32 зубами (иногда и не только зубами) разгрызть гранит науки и образования, так и человека, который этот гранит уже разгрыз, даже не поперхнувшись и не воспользовавшись зубочисткой. И, разумеется, у читателя этой статьи, если таковой, конечно, найдется, возникнет недоумение по типу «Ну критикуешь – предлагай!», «Рассуждать может каждый» и т.д. Но в этой статье я не ставлю себе цель предложить реализуемые варианты решения той или иной проблемы, а дать пищу для размышлений, которая, может быть, предоставит читателю возможность подумать над ней и предложить свое мнение на этот счет. Но останется открытым вопрос – будет ли высказанное человеком мнение принято в счет, или же, что характерно для социально-политической составляющей жизни человека в практически любом государстве, будет брошено власть имущим человеком в покрытый пылью и заросший паутиной ящик с надписью: «Не востребовано».
Начнем с того, что вообще подразумевается под образованием. Заглянем в любимую всеми Википедию и найдём его общее определение: «Образование — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций». То есть, образование служит для того, чтобы обучить человека вести себя в обществе, и чтобы человек смог усвоить опыт и достижения, накопленные предыдущими поколениями. Возникает вопрос: должна ли заключаться функция образования сугубо в усваивании опыта прошлого? Ответ – нет. Бесспорно, усвоение знаний времён давно минувших является для человека необходимым для понимания того, как устроен мир, каким он был в прошлом и по каким законам он живет сейчас, но образование все-таки должно быть ориентировано не исключительно на том, чтобы бессмысленно проглатывать то, что тебе дают, не пережевывая это самостоятельно. Исходя из приведенной мной выше гастрономической аналогии, то, что человек получает в процессе образования, может и должно быть проанализировано им самим, оценено им со своей точки зрения. Точка зрения человека не может быть сформирована без получения им интеллектуального багажа, но и загрузкой «бестолковки» человека этим багажом образование ограничиваться не должно.
Отсюда возникает и первая проблема – часто встречающаяся зацикленность на тупую репродуктивность полученного, проще говоря, на «зубрежке» или заучиванием того, что тебе дают, без выражения собственной точки зрения на этот счет. Последнее особо характерно для наук гуманитарных – литературы, истории, обществознания, философии. Далеко за примерами, пусть и вымышленными, ходить не придется, как бы глупо и некорректно это не показалось. Если среди вас есть те, кто смотрел такой сериал, как «Воронины», то я думаю, что те, кто смотрел серию про сочинение Маши по анализу картины, могут вспомнить, что за сочинение ей были поставлены оценки 5/2 (прошу прощения за спойлер). Как аргументировал данные оценки учитель литературы, оценка «5» была выставлена за содержательную часть работы, а «2» была выставлена за несоответствие работы установленному плану ее написания, где нужно было изложить ее параметры – размеры картины, краткие сведения о ее авторе, и лишь в конце основную идею этой картины в пары словах. Не кажется ли вам, что здесь встречается две проблемы: требование от обучающегося следования сугубо предписанным установкам, и, следуя из этого, выражения исключительно той точки зрения, которая этими установками предписана, если здесь вообще может идти речь о выражении своего мнения? И все вышесказанное, я думаю, не было бы иллюстрировано в сериале, если бы не встречалось в нашей реальной жизни. Согласитесь, ведь зачастую в кинематографе отражаются реальные проблемы жизни общества и человека, даже в таких его незначительных отраслях, как комедийные ситкомы, которые и ориентированы в большинстве своем на отражении наших повседневных проблем, которые являются более глубокими, чем нам кажется, если мы обратим на это внимание.
Образование ведь не строится лишь на информировании обучающегося о тех или иных знаниях, полученных человечеством в прошлом. Понятное дело, без усвоения прошлого не может идти речь о реализации своей жизни в настоящем и построении ее в будущем. Но оно строится и на формировании из ученика личности, которая обладает своим мировоззрением, своей точкой зрения и своими оценочными суждениями, конечно, исходя из тех знаний, которые он усвоил. Ведь ученики, невзирая на то, что он не знает того, что знает их наставник, отнюдь не являются недалекими личностями. Необходимо предоставить им способы самостоятельного получения знаний, применения их в реальной деятельности, умение оценивать ситуацию и ставить задачи. Такое содержание образования принято называть деятельностным.
У каждого из нас создается свое понимание происходящего и своя оценка ему. Проблема еще и заключается в том, что иногда нам встречаются те наставники, которые считают то, что он дает подопечным, важнее всего остального. Вы можете превосходно знать математику или физику, но, по мнению преподавателя истории, если вы не знаете историю, то вы никто, и ваше будущее рабочее место – сортировщик мусоровоза. Исходя из этого, нет учитывания индивидуальных особенностей и интересов ученика преподавателями различных дисциплин.
И, если речь зашла о многообразии дисциплин, преподаваемых в учебных учреждениях, следует другая проблема – стремление к формированию из обучающегося своего рода «универсального солдата», обладающего знаниями во всех областях жизни человека. Представьте себе, что вы обучаетесь на филологическом факультете, и вы, будучи на первом или втором курсе, видите в расписании занятий такой учебный предмет, как «Высшая математика». Непременно возникнет вопрос: а зачем это здесь нужно? На кой черт мне нужна эта, пусть и общеобразовательная дисциплина, на гуманитарном направлении? Или же, когда, наоборот, вы обучаетесь на математическом направлении, а у вас появляется такой предмет, как «Философия» или «История». Не кажется ли вам, что внедрение избыточных дисциплин в программу обучающегося, имеющего стремление к обучению предметам, касающимся его профессиональных и личностных интересов, мешают ему сосредоточиться на них, отвлекая его на предметы, которые носят лишь общеобразовательный характер? И ладно, если эти предметы будут вызывать интерес у обучающегося благодаря подходу преподавателя к обучению своих подопечных общеобразовательной дисциплине и не будет требовать от вас досконального знания своей дисциплины, предлагая лишь усвоение ее необходимых базовых концепций. Но что будет, если вам встретится вышеописанный тип преподавателя, который требует от вас порвать свое «филейное место» для того, чтобы вы успешно сдали его предмет? Думаю, ученик не получит особого удовольствия от данного фактора.
Третья проблема образования - неустойчивость учебных программ, обусловленная тем, что в нашем информационном пространстве, которое меняется чуть ли не каждый день, любые учебные программы устаревают. Отсюда - отсутствие инновационных методик в образовании, формализм инновационного подхода и оформление подхода лишь в бумажном варианте, без практической реализации. Проектный, интерактивный и другие подходы, направленные на самостоятельное изучение учениками части курса, - это сложный вид деятельности, который требует от преподавателя серьезных нагрузок, вовлеченности и заинтересованности. Он требует высокой квалификации и серьезной подготовки к каждому занятию.
Образ учителя - это еще один пласт серьезных проблем, особенно в России. Создается впечатление, что многих учителей вообще нельзя допускать до работы с детьми. Некоторые из них не в состоянии сдать тех тестов, которые должны сдавать ученики. Кадровая система, сотрудничество с педагогическим сообществом, само сообщество как нечто целостное - все это находится в России в зачаточном состоянии. Возьмем в качестве примера результативного педагогического сообщества приведем Швейцарию. В этой стране педагог начальной школы учится 6 лет, конкурс на подготовку таких профессионалов в вузах один из самых высоких и заработная плата - также одна из самых высоких в бюджетной сфере. Несмотря на сравнительно низкие зарплаты в США профессии педагога, как и врача и пожарного, - наиболее уважаемые и, соответственно, престижные. В нашей стране учитель воспринимается как востребованная и важная, но отнюдь не престижная профессия, возможно, даже наоборот. Общественное мнение о профессии учителя, как о неблагодарной и низкооплачиваемой работе вкупе с недостаточной профессиональной подготовке, во всяком случае, в современных реалиях, вызывает посредственный интерес преподавателя к своей работе, и, следовательно, к низкому уровню навыков коммуникабельности учителя с обучающимися.
Исходя из недостатков утвержденной образовательной системы, неудовлетворенности обучающимся процессом обучения и высокого уровня доступности к виртуальному информационному пространству, немалую роль в наши дни приобретает самообразование – самостоятельное усвоение информации человеком. Согласитесь, что самообразование является весьма удобным способом обучения – нет контролирующего тебя наставника, имеется свобода выстраивания для себя учебного процесса, есть возможность сконцентрироваться на том, что тебе интересно и в чем ты стремишься реализовать себя в жизни. Однако это не отменяет важности получаемого на государственной основе образования, какими бы минусами оно не обладало. Загвоздка состоит и в том, что уровень образования в обществе должен иметь под собой документальное подтверждение, чему, кстати говоря, нас учат и в процессе образования. Вы можете быть разносторонне развитым и эрудированным индивидуумом, но в случае трудоустройства, если всему вышесказанному не будет подтверждения в виде аттестата или диплома, то вы становитесь никому не нужным и никому не интересным субъектом общества, если, конечно, работодатель сам не проявит к вам интерес и не поймет в процессе контакта, что ваша образованность не ограничивается документом, а порой и превосходит его. Отсюда и важность самообразования – стремление и возможность получить то, что вам не может или не хочет дать стандартное образование. Тем более, что в наши дни самообразование не является сложным процессом для социализации человека. Вопрос лишь в том, обладает ли человек силой воли и желанием развиваться самостоятельно.
Что можно сказать в итоге? Конечно, система образования обладает своими, весьма весомыми, недостатками, которые, так или иначе, вам придется преодолеть, исходя из того, что уже выстроенные общество и государство не будут считать вас без усвоения традиционного образования полноценным членом социума. Но это не отменяет того факта, что вы должны следовать сугубо тому, что вам предписано. Главное для человека – выстроить из себя полноценную личность, иметь свое собственное мнение, иметь возможность достичь того, что вы считаете для себя необходимым, вне зависимости от того, согласны ли с этим окружающие. Образование даст вам подстраховку для трудоустройства, но, если вы хотите достичь большего, чем вам предлагает общество, или же вы хотите проявить себя в разных сферах жизни и науки, то занимайтесь самообразованием, изучайте то, что вам интересно и то, что вы считаете полезным в своей жизни. Не теряйте силу воли, не разочаровывайтесь в жизни, стремитесь стать большим, чем вы считаете себя и не останавливайтесь перед всякими препятствиями из шлакоблоков, которые может воздвигнуть жизнь перед вами. Ибо, как говорил Уолтер из комедии «Большой Лебовски»: «Если есть воля – всё достижимо!»