Эти отважные девушки повели за собой целую нацию. Восхищаясь ими, мужчины воевали, облачившись в женскую одежду. Сестры Чынг стали героинями Вьетнама, и праздник в их честь отмечается до сих пор.
Детство сестер Чынг
Сестры появились на свет, когда земли намвьетнамцев были захвачены Китаем. Коренных жителей оккупанты считали дикарями и предпринимали немало усилий для их «окультуривания». Знать отстранили от управления, а почти все высокие государственные посты заняли китайцы. Была введена китайская письменность, а намвьетский язык запретили использовать в любых официальных бумагах.
К местным обычаям чиновники империи и переселенцы относились презрительно, отказываясь считаться с традициями намвьетнамцев. Не обошлось и без налогов: империя обложила вассалов непомерно тяжелыми податями. Всё это не могло не вылиться в освободительное восстание. И возглавили его две юные девушки.
Чак и Ни Чынг родились в семье, принадлежавшей к очень древней и почетной фамилии Лак. Мать сестер рано овдовела и сама воспитывала девочек. Росли они среди людей, которые прекрасно разбирались в стратегии и тактике военных действий. С детства старшая Чак и младшая Ни осваивали боевые искусства и слушали разговоры о великих битвах прошлого.
Повзрослев, Чак вышла замуж. Ее избранником стал сын хорошего друга отца Тхи Шать, которого она знала с детства. Тхи мечтал вернуться намвьетнамцам независимость и поднял бунт против китайских властей. Однако он был подавлен, а молодого человека взяли в плен, а вскоре после этого казнили.
Месть за мужа
И тогда Чак решила: она поведет людей к свободе и расквитается за смерть любимого. «Первое — отомстить врагу за поруганную родину, второе — отвоевать всё, что принадлежало Хунг-выонгам, третье — отомстить за смерть супруга, четвертое — до конца выполнить свой долг», — эти слова клятвы Чак сейчас выбиты на мемориальном камне у храма сестер Чынг в Ханое.
Ни Чынг отказалась покидать сестру: она решила, что встанет рядом с ней и будет помогать во всем. Разделяла взгляды дочерей и их мать Ma Тхиен: вдова военачальника, которую знали и уважали, помогла Чак и Ни собрать войско, призвав племенных вождей и воинов из окрестных районов встать под их знамена.
По легендам армия сестер Чынг состояла только из женщин, но на самом деле это не так. Бились, разумеется, и мужчины, но Чак и Ни предпочитали ставить девушек на руководящие посты. Возможно, миф о войске амазонок появился из-за отряда Кая Онга: 300 мужчин и их предводитель носили женскую одежду, таким образом выражая уважение и восхищение предводительницами восстания.
Сестры Чынг участвовали в каждом сражении: на белых боевых слонах девушек было видно издалека. Чак всегда одевалась в красное, Ни — в желтое. За несколько месяцев армия сестер захватили 65 уездных укреплений — всю территорию Вьетнама на тот момент. Перепуганные китайские чиновники бежали, бросив всё имущество. Ханьский правитель Су Дин, покидая резиденцию, оставил даже служебную печать.
Королевы Линьнама
Независимость намвьетнамцев была восстановлена, а Чак провозгласили правительницей нового государства — Линьнама. Первое, что она сделала, – освободила всех жителей страны от налогов на два года. Свою соратницу Ле Тян королева сделала министром обороны. Именно Ля Тен занималась подготовкой подготовкой воинов из крестьян и основала Хайфон — третий сейчас по величине вьетнамский город.
Узнав о потере вассальных земель, ханьский император Гуан пришел в ярость: покорность «диких» народов «сыновьям неба» считалась чем-то незыблемым. Правитель приказал готовить дороги, транспорт и продовольствие для того, отправить на «вразумление» сестер Чынг китайскую армию. В апреле 42-го года на Линьнам двинулась 20-тысячное войско, сопровождаемое двумя тысячами джонок и колесниц. Возглавлял ее Ma Юань — один из старейших военачальников, не раз подавлявший восстания различных народов.
Последняя битва
Началась война. Несколько раз сестры Чынг заставляли Ma Юаня отступить. Летучие отряды тут и там нападали на захватчиков. Но в конце концов китайский полководец добился решающей битвы между двумя армиями.
Сохранилась легенда, что он легко ее выиграл: велел своим воинам сражаться голыми, и линьнамские девушки смутились и убежали. На самом деле сражение возле Лангбака было долгим и кровавым. Известно, что одна из воительниц родила прямо на поле боя и тут же с мечом вернулась в строй. Возможно, кто-то из бывших крестьян и правда бежал, но большинство солдат армии Чынг сражались до последнего.
После поражения сестры Чынг отступили и с небольшим отрядом укрылись в горах. Когда Ma Юань настиг их, Чак и Ни покончили с собой, прыгнув в реку, — только так они могли избежать пыток и надругательства, которые ожидали их в руках у китайцев.
Больше года понадобился Ma Юаню, чтобы окончательно рассеять силы линьманцев. Но еще долго предки вьетнамцев говорили друг другу: «Однажды мы будем свободной страной. Ведь при сестрах Чынг были!» А в 248 году за меч со словами: «Я не намерена гнуть спину в служанках или наложницах!» — взялась 19-летняя вьетка Чьеу Тхи Чинь...
Хочешь узнать больше о воительницах прошлого? Тогда почитай про даму де Армуаз, которая объявила себя спасшейся Жанной Д’Арк и сражалась не хуже ее, узнай, куда пропали амазонки и кто был прототипом Мулан.