Я ни разу не слышал, чтобы кто-то говорил: "У меня гордыня". Гордыня обычно "у тебя" / "у вас" / "у них".
Все разговоры про "гордыню", "снобизм", "самомнение" напоминают мне древний анекдот о том, чем отличается разведчик от шпиона. Согласно анекдоту, разведчик - это наш. А шпион - это их.
Вот и с гордыней - та же история. Когда вы пытаетесь себя отстаивать, отсекать разного рода манипуляции - вам обязательно скажут, что это у вас гордыня, снобизм и понты. Амбиции и самомнение.
А у тех, с кем вы пикируетесь - у них личные границы и чувство собственного достоинства. Вы говорите гадости - а вам говорят правду.
"Это другое, понимать надо".
"На обиженных воду возят". Как кто? Кто обижает, тот и возит.
Надо или не надо бояться обидеть? С одной стороны - не надо. Надо говорить, в том числе и близким, дорогим, родным людям - если гложет, если накипело. Если чувствуете, что ваше замалчивание только усугубляет пропасть между вами. Что ещё чуть-чуть - и всё, дружба рухнет, общие дела полетят к такой-то матери.
А с другой стороны - надо бояться. Хоть немножко, но надо. Надо учиться быть и прямым - и аккуратным, ювелирным, точным (в некоторых случаях возможно только так).Чтобы дров не наломать, не оттолкнуть человека от себя. С заботой обо всех - и о себе, и о дружбе, и о деле, и о человеке, которому вы адресуете свои непростые переживания.
Я недавно такое письмо отправил - хорошему человеку. Потому что больше молчать было нельзя, у нас действительно могли рухнуть наши дружба и сотрудничество. Но всё равно - прежде чем отправлять, я не меньше 10 раз отредактировал своё послание, я старался убирать оттуда лишние конфликтогены. Я старался уравновесить: прямо говорить и о том, что болит, и о том, что мы все ведь хорошие.
Вот это тоже важно: МЫ хорошие. Себя принижать не надо. И свой интерес всегда надо помнить и говорить о нём - сильно.
Разговор получился непростым. Но я помнил свою задачу: сделать так, чтобы ВСЕМ было хорошо. Чтобы прояснилось и стало легче. И в конце концов мы на это вышли. И выдохнули.
Поэтому не хочу я на других вешать ярлыки и обвинять в гордыне. И себя не дам в этом обвинять. Знаю по себе, что многое одолеть непросто. Что и я много раз обжигался, и другие люди тоже. Поэтому детская прямота и открытость далеко не всегда возможна между взрослыми. Зная свои немощи, терпимее относишься к немощам ближних. И становишься и дипломатом, и хирургом, и разведчиком. Чтобы всем хорошо было...