Найти в Дзене
Илья Варламов

Хороший Минск: город с советской открытки

В 2019 году я был в Минске. Тогда я заметил главный туристический бренд Минска – "Зато у нас чисто!". Разбуди среди ночи любого туриста и спроси его: "Быстро отвечай, как тебе Минск!" — и он на автомате ответит: "Чисто!". В Минске во время моего приезда был действительно порядок, все газоны пострижены, все вот эти цветочки. Другой вопрос – насколько это хорошо? Вообще, в плане города, насколько важны чистота и порядок? На первый взгляд может показаться, что чистота и ухоженность – это чуть ли не самое важное в городе. Ну вот кто хотел бы ходить по грязным улицам? С другой стороны, объехав весь мир, я могу сказать, что лёгкая небрежность и не всегда вылизанные улицы – это не критично. Например, в Лондоне или Берлине мусора на улицах и нескошенных газонов куда больше, чем в Минске. Но эти города гораздо приятнее и интереснее Минска. В Нью-Йорке мусора на улицах бесконечно больше, чем в Минске, но и Нью-Йорк бесконечно интереснее Минска. Конечно, не из-за мусора, мусор в Нью-Йорке реальн

В 2019 году я был в Минске. Тогда я заметил главный туристический бренд Минска – "Зато у нас чисто!". Разбуди среди ночи любого туриста и спроси его: "Быстро отвечай, как тебе Минск!" — и он на автомате ответит: "Чисто!". В Минске во время моего приезда был действительно порядок, все газоны пострижены, все вот эти цветочки. Другой вопрос – насколько это хорошо? Вообще, в плане города, насколько важны чистота и порядок?

На первый взгляд может показаться, что чистота и ухоженность – это чуть ли не самое важное в городе. Ну вот кто хотел бы ходить по грязным улицам? С другой стороны, объехав весь мир, я могу сказать, что лёгкая небрежность и не всегда вылизанные улицы – это не критично.

Например, в Лондоне или Берлине мусора на улицах и нескошенных газонов куда больше, чем в Минске. Но эти города гораздо приятнее и интереснее Минска. В Нью-Йорке мусора на улицах бесконечно больше, чем в Минске, но и Нью-Йорк бесконечно интереснее Минска. Конечно, не из-за мусора, мусор в Нью-Йорке реально смущает. Просто это не главное.

Достичь чистоты в городе не так сложно. В армии вон тоже чисто, в казармах все кровати заправлены, а бордюры красят по 10 раз в год. И что? Не слышал, чтобы кто-то стремился жить в военной части. Там ведь порядок и чисто! Гораздо сложнее сделать хорошее общественное пространство, парк или площадь. Тут уже мало просто согнать отряд дворников, тут надо думать. И если Минск научились мести, то делать его интересным пока не научились.

Но мы же сегодня про хорошее! Поэтому начну банально:

В Минске чисто.
В Минске порядок.
В Минске люди хорошие.

Так, что у нас дальше...

Несомненно, главный плюс Минска – это советское наследие. Город был полностью уничтожен во время войны, и центральная часть отстроена в 50-е годы.

— И кого ты хочешь этим удивить? — cпросите вы. — Десятки наших городов были уничтожены и заново отстроены. Что тут такого?

Действительно, десятки городов, только многие ли из них сохранили своё советское наследие до сегодняшнего дня? Минск в этом плане – уникальный город. Такое впечатление, что в 91-м году Советский Союз не развалился, а просто все республики вышли из его состава. А Белорусская ССР продолжила своё существование.

В Минске никто не застроил широкие проспекты, не изуродовал кварталы помпезных советских зданий. В Минске до сих пор можно встретить неоновые вывески на советских коробках, напоминающие о мире во всём мире и подвиге дедов. В Минске советские парки не обросли плесенью шашлычных и китайских аттракционов (по крайней мере, на момент моего приезда в 2019 году).

Я без всякий иронии говорю, что это большой плюс Минска, и другие города могут ему только позавидовать. Это правильно – сохранять то, что имеешь. И если из-за такой трагедии, как война, у вас в городе не осталось исторической застройки, то правильно сохранять тоталитарную сталинскую архитектуру.

В Минске действовала концепция безопасности дорожного движения на 2016-2020 годы, которая называется "Добрая дорога". До 2006 года в Минске каждый год на дорогах погибало больше 100 человек. Новая программа признала, что "дизайн улично-дорожной среды" в столице неправильный, а пешеходы и велосипедисты являются самыми незащищёнными участниками движения. К 2021 году количество погибших в ДТП в Минске должно было быть снижено до 25 человек.

В городе стали массово устанавливать "лежачих полицейских", устраивать островки безопасности, заужать проезжую часть и монтировать новое освещение, в частности на пешеходных переходах. В итоге программа позволила снизить число жертв ДТП в Минске до 28 человек в 2018 году. Это ещё много, но прогресс очевиден.

При этом от бесполезных мер типа установки противопешеходных заборов и рытья подземных переходов в Минске пока не сумели отказаться, а максимальная разрешённая скорость в городе – всё ещё 60 км/ч. Но будем считать это данью советским традициям и надеяться, что со временем Минск всё же от них избавился.

01. Красивое здание Художественного музея построили в середине 50-х. Если б ещё не портили колонны афишами и железными рейками под них, было бы вообще отлично.

-2

02. Сохранились не только советские здания, но и старые вывески. В России такое почти не встретишь уже.

-3

03. Под такой шикарный барельеф, конечно, больше подошла бы массивная деревянная дверь, но тогда и все окна надо менять.

-4

04. Главная улица, проспект Независимости. Если бы не современные автомобили, можно было бы подумать, что мы в 70-х. Видно, что вдоль проспекта высадили молодые деревья, но некоторые не прижились. Можно было закупить сразу взрослые деревья, а так часть придётся удалять и сажать заново.

-5

05. Посмотрите, насколько чистые фасады! Если убрать рекламу и поменять машины, то можно снимать фильмы про Советский Союз. Нет ни кондеев, ни застеклённых балконов.

-6

06. Ещё бы за цветом рам в окнах следили – совсем была бы красота.

-7

07. Кстати, в Минске есть нормальные знаки пешеходного перехода, без раздражающих жёлтых рамок, и нормальные зебры. Но об этом ниже.

-8

08. Некоторые здания пытаются испортить рекламой, но визуально Минск всё равно гораздо чище большинства российских городов.

-9

09. Здесь сохраняют не только сталинскую архитектуру, но и более позднюю застройку.

-10

10. Парки тоже выглядят так, как будто время тут застыло. Но покрытие поменять было бы не стыдно. Главное, про дренаж не забудьте.

-11

11. Красота!

-12

12. Где же все шашлычные?

-13

13. А нет их. Есть только такое детское кафе.

-14

14.

-15

15. Правильная остановка по центру дороги. Выходя из трамвая, человек должен попадать на безопасную остановку, а не выпрыгивать на дорогу, рискуя попасть под машину.

-16

16. Мило. Здесь, кстати, хорошо видно, как одна вывеска может подпортить впечатление от архитектурного ансамбля.

-17

17. А ещё это пример удачной застройки, сомасштабной человеку. В этих домиках на первом этаже бизнес, на втором – жильё.

-18

18. Крутые фонари и лавочки.

-19

19.

-20

20. Мне кажется, Минску не стоит больше расти вверх, иначе он потеряет часть своего наследственного советского очарования.

-21

21. Как ни странно, в Минске есть крутой стрит-арт. Тут уже 5 лет проходит городской фестиваль Vulica Brasil, на который приезжают белорусские и бразильские художники, а на Октябрьской улице есть целый арт-кластер, стены которого отданы под граффити. Это портрет городского головы Минска конца XIX века Карла Чапского от художника Izum (Сергей Русак).

-22

22. Работа бразильца Рожериу Фернандеса из города Белу-Оризонти

-23

23. Евгений Cowek вдохновлялся образами из белорусской мифологии.

-24

24. Огромное советское здание на заднем плане практически целиком раскрасил Рамон Мартинш (Бразилия).

-25

25. Это тоже его мурал.

-26

26. Арт от бразильского японца Имаи Юска.

-27

27. Speto – это тоже бразилец, причём один из самых известных в граффити-среде.

-28

28. Совместная работа Speto, L7M (Луис Мартинш) и Bazinato.

-29

29. Самый центр города. Похвальная попытка воссоздать историческую среду, которая была утрачена во время войны.

-30

30. Кто-нибудь, передайте хозяевам этих кафе и баров, что использовать рекламные зонтики – тяжкий грех.

-31

31. Хороший широкий тротуар. И обратите внимание, что здесь на столбиках нет цепей. Почему везде так нельзя было сделать?

-32

32. Одно из немногих сохранившихся деревянных зданий. Евроремонтом его тут никто не убивает.

-33

33. Современная архитектура убогая. Начало новому Верхнему городу было положено хорошее, но всё это захлебнулось в бесконтрольном строительстве. Появились какие-то шалманы, торговые центры, пристройки, надстройки... И идея была обречена на провал, потому что историческая среда хороша только когда она цельная.

-34

34. ЧТО ТЫ ТАКОЕ?! Ладно, мы же о хорошем...

-35

35. В Минске нет ужасных ГОСТов, по которым надо уродовать переходы яркой бело-жёлтой разметкой. Точнее, они есть, но действуют только на нерегулируемых переходах. А если есть светофор, то показывают только габариты. Ещё круто, что в центре рисуют островок безопасности. Конечно, его надо делать физической преградой, но для начала и так сойдёт.

-36

36. Регулируемый переход, прямо как в Германии или Франции. Отдельная разметка – для велопереезда.

-37

37. А вот нерегулируемый, тут белорусы взяли всё худшее из российских ГОСТов. Тут тебе и пёстрая обводка знаков, и жёлтые полосы. Всё это только отвлекает водителя от пешехода, маскируя последнего на переходе. Из хорошего – они делают физические преграды, чтобы никто не парковался рядом с переходом. Это круто.

-38

38. Эти островки против парковок монтируют прямо на асфальт, бордюры прикручивают болтами.

-39

39. В Минске решили рискнуть и вместо обычного городского велопроката запустить велошеринг. Называется он "Колобайк". Компания закупила для Минска 3000 обычных велосипедов, 300 электровелосипедов и 250 электросамокатов. Вся техника китайская. Схема обычная – разблокировка через приложение. Стоит прокат велосипеда 2 белорусских рубля в час (примерно 64 российских).

-40

40. За электровелосипед или электросамокат берут депозит в 1 рубль (31,8 руб.), далее 15 копеек в минуту (4 рубля 77 копеек). Интересно будет посмотреть, долго ли продержится велошеринг в Минске. У Волгограда, например, не получилось из-за ворья и вандалов. А в Минске ещё и цены крайне низкие.

-41

41. Очень круто, что канализационные люки тут уникального дизайна. Особенно мне понравились с памятниками архитектуры.

-42

42. Тоже ничего.

-43

43. Милая деталь – вход в подъезд украсили тигром (или кто это?).

-44

44. Благоустройство от местных жителей выглядит как дикие заросли, с этим они попали в тренд. В США и Европе такое повсюду, только цветов поменьше.

-45

45. Обычные многоэтажки украшены советскими лозунгами и белорусским орнаментом.

-46

46. Хорошо, что такие элементы тоже сохраняют. Несоветского наследия в Минске практически не осталось.

-47

47. Важный элемент опрятности вдоль дорог – у всех одинаковые заборы. Вообще, заборы – это зло, особенно в русском понимании, когда они скрывают за собой дома. Как выход, можно делать заборы в одном стиле. Тут белорусы большие молодцы.

-48

48. "Зато в Минске чисто!"

-49

49. Но не оставляет чувство, что ты приехал с инспекцией в образцово-показательную военную часть.

-50

Как вам Минск?