Найти тему

Из-за Елены Прокловой старшеклассник полез в петлю

Фильм "Ключ без права передачи" можно по праву назвать одним из лучших советских кинопроизведений о школе, наиболее правдивых и одновременно романтичных. Как нитка нанизывает жемчужины, этот фильм собирает целую коллекцию исключительных по своей убедительности работ профессиональных и непрофессиональных артистов. Судьба некоторых сложилась трагически.

Алексей Петренко в фильме "Ключ без права передачи", 1976
Алексей Петренко в фильме "Ключ без права передачи", 1976

46 лет тому назад в мае 1977 года на киноэкраны нашей страны вышел вроде бы "очередной фильм про школу", который поначалу не вызвал большого энтузиазма у зрителей. Однако уже очень скоро стало понятно, что кинорежиссеру Динаре Асановой, незадолго до этого ярко заявившей о себе лентой "Не болит голова у дятла", удалось создать одну из наиболее откровенных картин не просто на надоевшую многим школьную тему, а про внутренний мир подростков, формирование личностей, поиск жизненной правды и нравственных ориентиров, про настоящих друзей и первую любовь. "Ключ" не устарел ни в малейшей степени, хотя таких старшеклассников, пожалуй, сегодня уже не встретишь.

Елена Проклова в фильме "Ключ без права передачи", 1976
Елена Проклова в фильме "Ключ без права передачи", 1976

Сценарий для фильма написал Георгий Полонский, на счету которого знаменитый "школьный" хит "Доживем до понедельника" с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Асановой удалось подобрать исключительный по своей силе актерский ансамбль. В ролях педагогов блистали Елена Проклова, Лидия Федосеева-Шукшина, Любовь Малиновская и Зиновий Гердт, а мудрого директора школы сыграл один из лучших советских актеров театра и кино Алексей Петренко. Не менее удачными были результаты кастинга и подростков-старшеклассников. К примеру, Марина Левтова и Елена Цыплакова в дальнейшем связали свою жизнь с кино, добившись в профессии неплохих результатов.

Алексей Петренко и Лидия Федосеева-Шукшина в фильме "Ключ без права передачи", 1976
Алексей Петренко и Лидия Федосеева-Шукшина в фильме "Ключ без права передачи", 1976

Динара Асанова смогла соединить романтизм и исповедальную откровенность, где поющие хором специально написанную для фильма песню Окуджавы «Давайте восклицать» школьники с такой же искренностью выясняли отношения друг с другом и со своими родителями (роль одной из таких обеспокоенных мам блестяще исполняет Екатерина Васильева). Возможно, этот режиссерский талант, способность на небольшой отрезок времени создавать для молодых артистов подобие другой более интересной жизни, и сыграл злую шутку с некоторыми ребятами. Подросткам из фильмов Асановой часто не везло в жизни, но остановимся на судьбах тех, кто сыграл в "Ключе".

Андрей Лавриков в фильме "Ключ без права передачи", 1976
Андрей Лавриков в фильме "Ключ без права передачи", 1976

Наиболее трагической и короткой оказалась жизнь у исполнителя главной роли десятиклассника Андрея Шарова юного непрофессионального артиста Андрея Лаврикова, который и сам в это время учился в школе. Он погиб 22 ноября 1976 года за много месяцев до премьеры. Известие о смерти Лаврикова буквально оглушило съемочную группу - никто не мог понять, что же произошло. И только через некоторое время стали просачиваться некоторые подробности причин этого безумного поступка.

Елена Цыплакова и Андрей Лавриков в фильме "Ключ без права передачи", 1976
Елена Цыплакова и Андрей Лавриков в фильме "Ключ без права передачи", 1976

Андрей был сыном выдающегося советского экономиста, профессора, доктора наук и ректора Ленинградского финансово-экономического института имени Н. А. Вознесенского Юрия Александровича Лаврикова. В кино попал не по блату, проходил, как и сотни других подростков, прослушивание, держался перед камерой отлично, по-взрослому уверенно. Съемочной группе понравился, его фактура точно ложилась на образ отличника Шарова. По фильму он испытывает сильную симпатию к учительнице Марине Максимовне (Елена Проклова), а в жизни Андрей, как рассказывают, и вовсе потерял от актрисы голову. Именно эта страсть и стала причиной рокового поступка.

Андрей Лавриков и Елена Цыплакова в фильме "Ключ без права передачи", 1976
Андрей Лавриков и Елена Цыплакова в фильме "Ключ без права передачи", 1976

Говорят, что 23-летняя Проклова резко отвергла поползновения 17-летнего парня, что вполне естественно, хотя, возможно, она и сделала это не слишком тактично, не учтя хрупкую психику подростка. Существует две версии того, почему Лавриков полез в петлю. По одной, парень был эмоционально раздавлен отказом молодой женщины, в которую он влюбился, и решил свести счеты с жизнью. Кроме того, завершились съемки фильма про «хороший класс» и хороших людей, требовалось возвращаться в обычную не такую идеальную жизнь. По другой версии, сын ректора Финэка был обычным мажором - мальчиком с детства очень избалованным и привыкшим к тому, чтобы все его желания исполнялись. Получив отказ от Прокловой, Лавриков был взбешен и совершил так называемое демонстративное самоубийство. Он лишь хотел привлечь внимание к себе и своему гневу, а в реальности сводить счеты с жизнью не планировал. Андрей просто не рассчитал силы. Когда саму Проклову через годы спросили о ее отношениях с Лавриковым, актриса с улыбкой ответила, что вообще не помнит, кто это такой.

Александр Богданов и Марина Левтова в фильме "Ключ без права передачи", 1976
Александр Богданов и Марина Левтова в фильме "Ключ без права передачи", 1976

В апреле 1985 года в канаве недалеко от ленинградской платформы Дачное бывший участковый обнаружил тело молодого мужчины. Им оказался Александр Богданов, исполнитель сразу двух главный ролей - Саши Майданова в фильме "Ключ без права передачи" и Левы Булкина в картине "Не болит голова у дятла", еще один асановский актер-подросток. Выяснилось, что его убили собутыльники. Говорят, что Саша начал пить из-за актерской невостребованности, ведь кроме Асановой его в кино почти никто не приглашал (был еще яркий эпизод в «Золотой мине» у Евгения Татарского, где героя Богданова почти сразу убивают). Александр успел жениться, у него имелось двое детей, на глазах которых папа порой поглощал водку. Перед смертью его так жестоко избили, что хоронить Богданова пришлось в закрытом гробу.

Марина Левтова и Елена Цыплакова
Марина Левтова и Елена Цыплакова

Еще одна звезда "Ключа без права передачи" Марина Левтова погибла в возрасте 40 лет, катаясь на снегоходе в Одинцовском районе вместе с дочерью - актрисой Дарьей Мороз. На пробы к "Ключу" Марину привела ее одноклассница Елена Цыплакова, которая снималась в ленте "Не болит голова у дятла", а потом и в новом фильме Асановой. А Елена чуть не умерла в 1980-е, когда поехала с киноделегацией в Африку. Там она подхватила смертельную разновидность малярии. Актрису чудом спасли, но болезнь не прошла бесследно, спровоцировав резкое изменение внешнего вида - Цыплакова сильно поправилась. Сегодня она чаще работает по другую сторону камеры, снимая фильмы, как режиссер. А сотрудничество с Динарой Асановой всегда вспоминает с особой теплотой.

Динара Асанова с сыном Анваром
Динара Асанова с сыном Анваром

Увы, и сам режиссер прожил совсем недолго. Асанова скоропостижно скончалась в апреле 1985 года в гостиничном номере Мурманска, где проходил подготовительный период к ее новому фильму "Незнакомка". Ей было всего 42 года. Без матери остался 13-летний сын Анвар Асанов (сыгравший в "Ключе" Антона - сына Марины Максимовны). Какое-то время он жил с родственниками в Киргизии, потом вернулся в Ленинград и окончательно пропал. По слухам, долго скитался без жилья, а сейчас живет в избушке под Питером и охраняет дачные поселки. Поклонники Асановой как-то через интернет бросали клич с тем, чтобы собрать денег и помочь Анвару, но найти его так никому и не удалось.

Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!