Найти тему

Садово-парковые стили... И их применение на вашем садовом участке. Часть 1.

Итак, друзья, на предыдущем шаге я обещала вам статью о стилях в ландшафтном дизайне. Хочу сразу оговориться - этот пост будет о том, как их применять при проектировании, причём при пректировании именно частных садов и дачных участков. Почему так? Потому, что:

  • Во-первых, мой канал рассчитан именно на садоводов, новичков в ландшафтном проектировании, а не на профессионалов. Думаю, профессионалы в моих советах и не нуждаются.
  • Во-вторых, на тему садово-парковых стилей есть множество серьёзной литературы, исторических исследований, научных статей, которые я не считаю нужным здесь дублировать. Кого тема захватит - изучайте серьезные источники.

Поэтому я в данной статье остановлюсь именно на возможностях и особенностях использования тех или иных стилей не глобально, а применительно к созданию эскиза участка. А также дальнейшей работе над проектом вашего сада.

Ну вот, вступление окончено, переходим к основному содержанию статьи. С древнейших времен начинать не буду, да простит меня скурпулезный и вдумчивый читатель. А начну я со стиля

Французский регулярный сад.

Зародился он во Франции, как не сложно догадаться, и наивысшего расцвета достиг при Людовике XIV, Короле-Солнце, а именно - при создании Версаля. Если я спрошу вас, чем характерен этот стиль, вам наверное на ум придут в первую очередь стриженные деревья (топиарии), боскеты, цветники замысловатой формы... Все это так, но это не главное. А что же главное?! А главное то, что этот стиль олицетворяет собой мощь Империи. Поэтому его основные характеристики таковы:

  • Бесконечная перспектива. Наглядное свидетельство масштабов земельных владений хозяина участка (читай "монарха").
Пьер Патель. Версальский дворец. 1668. Холст, масло. Музей истории Франции, Версаль
Пьер Патель. Версальский дворец. 1668. Холст, масло. Музей истории Франции, Версаль
  • Регулярные (т.е. симметричные) формованные (т.е. стриженые) посадки. Это демонстрация того труда, т.е. людских и материальных ресурсов, которыми обладает землевладелец. Ну, вы помните, кто.
https://ethnomir.ru/articles/versal/
https://ethnomir.ru/articles/versal/
  • Фонтаны (невысокие, т.к. местность равнинная, скорее это водные бассейны), фонтаны-шутихи, лабиринты, иллюминация и прочие затеи для развлечения публики. Труд инженеров, скульпторов, садовников, учёных... Все с той же целью. Чтобы все иностранные послы в обморок упали.

В общих чертах, думаю, идея ясна. Можно ли применить этот стиль на вашем садовом участке? Скорее всего нет, если только вы не схитрите, как Пётр I, и не направите бесконечную свою перспективу в сторону Финского залива (или иного крупного водоема). Ох и умен был государь!

https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/nizhniy_park
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/nizhniy_park

Можно ли применить какие-то локальные объекты, которые придадут вашему саду оттенок "французской регулярности"? Конечно! Топиарии, регулярная планировка, фонтаны и статуи - все к вашим услугам. Но будьте готовы вкладывать время и деньги в обрезку и прочий уход за регулярным садом. В противном случае он быстро потеряет свой "французский" оттенок. Как произошло, например, с Летним Садом в Санкт-Петербурге, который уже во времена Александра Сергеевича, весьма отошёл от своей регулярности.

Одна из первых гравюр с видом Летнего Сада, XVIII в
Одна из первых гравюр с видом Летнего Сада, XVIII в
Неизвестный художник. Летний сад. Около 1810  Москва. Всероссийский музей А.С.Пушкина
Неизвестный художник. Летний сад. Около 1810 Москва. Всероссийский музей А.С.Пушкина

Мода, мода... Да, регулярные сады остались в прошлом, на смену им пришел

Английский пейзажный парк.

Зародился этот садовый стиль под влиянием литературы (сентиментализм, романтизм), живописи (Клод Лоррен и его школа) и философии (Руссо), а также под влиянием китайской садовой школы. Воплощен в масштабных и исторически значимых проектах впервые в Англии (творения Бриджмена, Кента и далее по списку...), и наивысшего расцвета достиг в середине XVIII - XIX веке. В Россию стиль пришёл при Екатерине Великой, которая любила быть в ногу со временем, и активно начала перекраивать или дополнять регулярные парки пейзажными.

Что характерно для этого стиля?

  • Большое количество сменяющих друг друга ландшафтных картин. То есть, когда вы идёте по дорожке пейзажного парка, перед вами с видовых точек (часто отмеченных скамьей или павильоном) открываются виды - картины, как на полотне живописца. Они разнообразны, имеют разную эмоциональную окраску (радостные, лирические, печальные, грозные и т.д.), и максимально "натуральны". Никаких экзотов, никаких стриженых лип, и прочих изысков.

Поэтому если ваша дорожка извивается так и эдак в чистом поле - это не пейзажный парк, а недоразумение. И ее обязательно спрямит "народная тропа"!

  • Попытка создавать картины "нетронутой природы", но создавать искусственно, дополняя, или видоизменяя имеющиеся. Это, так сказать, живопись растениями.
  • Особые малые архитектурные формы (далее МАФ) - руины, гроты, античные колонны, мраморные статуи, немножко готики... Все, чтобы слегка взгрустнуть и пофилософствовать...

Наиболее удачным образчиком пейзажного парка, причем не только в России, но и в мире, считается Павловский парк в окрестностях Санкт-Петербурга [1]. Он так прекрасен благодаря удачному сочетанию разнообразия природных ландшафтов долины р. Славянка, талантливой работы таких корифеев ландшафтного (и архитектурного) искусства, как Камерон, Воронихин, Росси, Томон, Козловский и др. И деликатного покровительства, любви и заботы главной идейной вдохновительницы и хозяйки парка - императрицы Марии Федоровны, жены Павла I.

Павловский парк. Мост кентавров.
Павловский парк. Мост кентавров.
Павловский парк. Висконтиев мост
Павловский парк. Висконтиев мост
Павловский парк. Вид от Большой каменной лестницы на Храм Дружбы.
Павловский парк. Вид от Большой каменной лестницы на Храм Дружбы.

Наверное вы уже поняли, чтобы сделать сад (скорее все-таки парк) в пейзажном стиле нужны:

  1. Разнообразный по рельефу и природным условиям участок довольно большой площади, чтобы смена картин была не чаще, чем нужно
  2. И художественное восприятие ландшафта.

Можно ли создать дизайн садового участка в пейзажном стиле? Думаю, можно. При наличии условий, указанных выше.

Можно ли привнести в планировку участка некие черты "пейзажности"? Вполне! Создайте 2 - 3 идиллические картины в зоне тихого отдыха. Небольшой водоем и подходящие растения - "спокойная грусть". Открытая лужайка, солнце, подходящее цветовое решение - "радость", увитая лианами беседка - "место философских размышлений". И так далее.

Продолжение следует...

Что почитать по теме:

  1. В. Я. Курбатов, "Всеобщая история ландшафтного искусства", М 2008
  2. Т. К. Горышина, "Зеленый мир старого Петербурга", СПб, 2003
  3. Л. А. Кашук, "Павловск. Прогулки с императрицей Марией Федоровной", СПб, 2008
  4. А. Лефевр, "Парки и сады", М, 2010