Найти тему
Инженер идей

Волшебство на службе науки. Флогистон

Уверен, вы уже знакомы с двумя связанными творческими алгоритмами Волшебнер и РАСИ. Их главный шаг — это работа с волшебной силой.

Возможно, вы удивитесь, но волшебство является главным инструментом научного метода. Без волшебства трудно продвигаться вперёд к новым научным знаниям. Думаю, даже невозможно быть первооткрывателем и изобретателем без понимания волшебства.

Ярким примером волшебной силы является флогистон.

В связи с быстрым развитием металлургии к 17 веку было решено множество практических задач, но достойного объяснения горению не было. Считали, например, что при окислении (прокаливании на воздухе) металл «умирает», превращаясь в «мертвую землю» (окалину, известь, золу), а при восстановлении из нее вновь возрождается.

Горение тел рассматривалось как разрушение или распад тела с выделением летучих продуктов. Роль воздуха в процессах горения оставалась невыясненной, несмотря на то, что в металлургической практике с древнейших времен применялось дутье для усиления пламени, а металлурги и естествоиспытатели хорошо знали, что для «питания» огня необходим воздух (ещё в XV в. об этом писал Леонардо да Винчи).

Так и появился флогистон, который хоть как-то объяснял то, что происходит в горении. И, да, это волшебное вещество действительно на какое-то время просветляло интересующихся.

При горении веществ флогистон уходил в воздух, а остаток обращался в «землю». Видимое пламя – это потоки улетучивающегося флогистона. Окисление объяснялось этой теорией также — флогистон быстро покидает вещества при горении, а во время ржавления этот процесс происходит медленно.

Флогистон (от греч. φλογιστός «горючий, воспламеняемый») в истории химии — гипотетическая (предполагаемая) «сверхтонкая материя», «огненная субстанция», наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при горении.

Термин ввели в 1667 году Иоганн Бехер и в 1703 году Георг Шталь для объяснения процессов горения. Флогистон представляли как невесомый флюид, улетучивавшийся из вещества при сжигании.

Флогистонная теория — это алгоритм горения, как его представляли на тот момент учёные. Тогда этот алгоритм был наиболее объясняющим, так как другие были ещё более волшебными, например, древнегреческий философ VI в. до н.э. Анаксимен, объясняя вечное изменение явлений природы сгущением и разряжением воздуха, считал, что, сгущаясь, воздух превращается в ветер, затем в облако, далее – в воду, землю и, наконец, в камни. Когда же воздух разряжается, – писал он, – воздух становится огнём.

Несмотря на то, что флогистон есть чистой воды вымысел, сказка, волшебство, флогистонное учение, – писал автор периодической системы элементов Д.И. Менделеев, – обобщило множество реакций (окисления), и это было уже очень важным шагом вперед в науке.

По сути, волшебная сила — это первая научная гипотеза в отношении какого-то явления. Сначала нечто неизвестное творческие люди объясняют волшебством, а затем постепенно появляются знания и сказка превращается в быль.

Волшебная сила — это Временный Образ по типу флогистона, который позволяет зацепиться за направление и потом уже из волшебной силы превратить это в реальность, открыть настоящие природные силы нашего мира, сделать реальную технику или человеческие отношения.

Корпускулярно-кинетическая теория тепла, выдвинутая в середине XVIII века М. В. Ломоносовым стала аксиоматичным опровержением господствовавшей в то время «флюидной теории», доказательством несостоятельности представлений о флогистоне и теплороде — вехой, завершающей алхимический и ятрохимический период естествоведения — переходом к современным методам физики, химии и всего естествознания в целом.

Если изучить эволюцию представлений человечества об огне, то можно понять работу Русского алгоритма создания изобретений (РАСИ), в котором сначала делается волшебный алгоритм работы чего-либо, а затем его шаги, части заменяются реальными научными знаниями, после чего собирается изобретение или научная теория.

Волшебнер работает обратным способом. От современных научных знаний идёт процесс их замены на всё более нереальные, волшебные.

Приглашаю изучать творческие алгоритмы в клубе ТОТА.