Найти тему
А. Долматов

Загадка "Чебурашки"

Уже много лет живу под девизом " Ни дня без фильма". Пару часов перед сном непременно посвящаю добытому в интернете трофею либо недавнего происхождения, либо из далекого прошлого. Но в мультиплексе побывал на той неделе всего лишь второй раз в жизни. Кинотеатры подобного рода не устраивали своим репертуаром, ориентированным прежде всего на окупаемость и прибыль. А от ностальгии по большому экрану избавляет старый зал петербургского Дома кино. Здесь идут такие картины, на которых могут присутствовать с десяток зрителей, а однажды, когда по окончанию сеанса, зажегся свет, с удивлением обнаружил, что кроме меня никого больше не было. Что же заставило изменить своим правилам и отправиться в многозальный кинотеатр ? Заинтриговал небывалый успех фильма "Чебурашка", побившего все рекорды кассовых сборов. Захотелось разобраться - как и почему. Конечно, не обошлось без побочных факторов. Без лент западного производства заскучали и прокатчики, и потребители. Понятно, те и другие с особой радостью приняли новинку. Дорога ложка к обеду и совсем уж бесценна, когда успеешь проголодаться. Но что же тогда другие отечественные работы последнего времени не смогли воспользоваться резко ослабившейся конкуренцией на кинорынке ? Ответ прост - потому что... не смогли. Но есть еще одно немаловажное обстоятельство. Обычно дети уговаривают взрослых на кино. А тут зачастую все происходило наоборот. Уговаривать девчонок и мальчишек, думается, было излишним, но инициатива исходила уже от мам и пап, а то и от бабушек с дедушками. Ведь сказочному персонажу, придуманному писателем Эдуардом Успенским, от роду уже более полвека и он умиляет третье поколение своих горячих поклонников. Наконец, удачной и даже убойной оказалась сама идея перенести в игровой фильм диковинную и в то же время такую родную зверушку из " мульти - пульти".

Однако никакие благоприятствующие моменты не "вытянут" готовый фильм на вершину популярности, если ему не будет доставать собственных достоинств. А их немало. Первое из них, на мой взгляд заключается в том, что авторам удалось искусно соединить " в одном флаконе" три

совершенно разных жанра - драму, эксцентрику и сказку. Поэтому здесь находят что - то для себя все зрители, независимо от возраста и вкусов. Меня, например, привлекла тема вины и прощения, обозначенная во взаимоотношениях героя Сергея Гармаша с его дочерью. Чтобы лучше понять суть их конфликта, пришлось включить в сценарий и трагический эпизод, но он не выпадает ни из общего контекста, ни из атмосферы зрелища. Эх Ситуация навела на серьезные размышления, и это тоже заслуга фильма. Замечали ли вы, что человек, который упорно отказывает в прощении тому, кто искренне об этом просит, производит не самое выгодное впечатление. Он словно приобретает власть над другим и своей твердокаменностью подспудно куражится над ним, придавая своей особе больше веса в собственных глазах. Есть своеобразный эгоизм - эгоизм правоты. Да, предательство - это наихудшее, что можно совершить, не нарушая закон. И оно страшнее, чем иные тяжкие преступления. Но если одного

постоянно терзает раскаяние, разве это не основание для другого сжалиться над его страданиями, даже если он когда - то заставил страдать тебя ? Но ты справился без его протянутой руки, а он без твоей - не в состоянии. В фильме замечательно показано, что порой именно прощение выдает фальшь прежней гордости. Стоило отцу прийти на помощь дочери в трудную минуту и он тут же снова становится родным человеком. А если раньше и без услуги с его стороны, не получив "приник" ? Но сценаристы завязывают еще один тугой узел. Вскоре дочь обвиняет отца в новом предательстве, на которое он пошёл исключительно ради нее, пожертвовав Чебурашкой. Удержаться бы Татьяне от испепеляющих слов - отец и без нее сжигает себя на медленном огне, но теперь ему придется лезть из кожи вон, чтобы вернуть так легко отнятое великодушие. И оно возвращается с сомнительной быстротой. Это не просчет в обрисовке характера молодой женщины, а тонкое понимание человека ее типа. Психологически все достоверно. А резюме делает сам Чебурашка :"Люди потому грустные, что не умеют прощать друг друга" В другой сцене ушастый философ говорит: "Я не хочу быть человеком". И это уже упрек каждому из нас, пусть и в неравной мере.

Стремление не забывать о взрослой аудитории прослеживается даже в отдельных словечках, предназначенных для подготовленного зрителя - "абырвалг", "йети"... Фразу, которая вызывает наиболее громкий смех в зале, тоже лучше всех оценят те, кто постарше, поскольку помимо основного смысла она отсылает к другому, всенародно любимому фильму.

Особо хочется отметить мастерство Гармаша. Он постепенно превратился в российского Жана Габена. Но это сравнение, скорее,

указывающее не на сходство, а на уровень мастерства. Хотя чувство собственного достоинства, благородство и внутренняя сила действительно объединяет обоих актеров.

В фильме много крутых трюков, всевозможных падений и прыжков, что
явственно отдает Голливудом. Но в конце концов любые тамошние приемы становятся достоянием всего мира. В какой только стране не использовали сценку с тортом, оказавшемся на чьем - то лице, а ведь ей уже сто лет в обед и родилась она за океаном. Кстати, увидел ее на экране и в том зале, но в анонсе какого - то будущего "гвоздя" отечественного кинопроката.

Грамотно выстроена драматургия ленты. Финал - не просто хороший конец, где герои, как подобает сказке, преодолевают все трудности и козни. Нас возвращают в тот мир, в котором день рождения был праздником не только для виновника торжества, но и его друзей и даже случайных гостей. Много лет во Владикавказе каждый раз предупреждал "Не приводите на мой день рождения незнакомых людей, пусть будут только свои." И все равно за столом неизменно оказывались и те, кого я видел впервые в жизни. А порой создавалось впечатление, что приглашавшие их

- чуть ли не тоже. Такова уж одна из владикавказских фишек. И это однако не мешало радоваться жизни. Уходит детство, уходит молодость, но почему должна уходить теплота общения в живом виде ? Почему мы все чаще предпочитаем вместо этого обмениваться звонками, СМСкаами и видеть друг друга на дисплее, живя в одном городе ?

Создатели "Чебурашки" угадали эту скрытую тоску по утраченной гармонии и напомнили нам о ней напоследок, приоткрыв дверь в царство позитива, добра и душевности под бессмертную мелодию Владимира Шаинского. Между прочим, даже песни, которые годами грели нам душу, в

постепенно исчезают из обихода. А когда вы последний раз пели во время застолья вместе с родными или друзьями ? Стоит ли удивляться поэтому, что люди выходят из кинотеатра с просветленными лицами ? Но если для малышей это очередное яркое впечатление, то для взрослых - важный посыл, призывающий о чем - то задуматься. По сути "Чебурашка" едва ли не в большей степени рассчитан них, сколь бы неожиданным не выглядел этот вывод.

г