Ровно 54 года назад 22 января 1969 года младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин открыл стрельбу по правительственному кортежу, въезжавшему через Боровицкие ворота на территорию Кремля. Целью своей акции переодетый в милицейскую форму офицер ставил убийство Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.
За что он хотел убить генсека, и как такое вообще стало возможным?
Кем был неудавшийся террорист?
Ильин Виктор Иванович родился 26 декабря 1947 года в Ленинграде. Мать, страдавшая хроническим алкоголизмом оставила новорожденного мальчика в больнице.
В дальнейшем ребенок был усыновлен бездетной семейной парой.
Рос, как вполне обычный советский мальчишка, в обычной, полной семье. После восьмого класса средней школы, поступил в Ленинградский топографический техникум, который успешно окончил в 1968 году. Поскольку в техникуме имелась военная кафедра, выпускникам по окончании присваивалось воинское звание младший лейтенант.
Практически сразу после защиты диплома, был призван в ряды Советской армии. Проходил службу в 61-м геодезическом отряде Ленинградского военного округа, базировавшимся в городе Ломоносове.
Хроника событий
Вечером 20 января 1969 года младший лейтенант Виктор Ильин заступил в суточный наряд помощником дежурного по части. Утром в 7 часов 45 минут воспользовавшись тем что дежурный отправился в столовую, Ильин вскрыл оружейный сейф, и похитив два пистолета Макарова с четырьмя снаряжёнными обоймами покинул расположение части.
Добравшись без особых приключений до аэропорта Шоссейная (ныне Пулково) Ильин, по заранее приобретенному билету вылетел в Москву. Никаких проблем с проносом на борт двух единиц огнестрельного оружия у него не возникло. До первого вооруженного захвата самолета в СССР, оставалось ещё более года, поэтому системы контроля пассажиров и грузов в аэропортах, практически отсутствовали.
Добравшись до Москвы, остановился у своего родственника бывшего сотрудника московской милиции. На вопрос дяди о цели своего приезда ответил, что хочет посмотреть торжественную встречу советских космонавтов совершивших полет на космических кораблях «Союз -3» и «Союз -4». В то время практически каждый полет становился событием общегосударственной важности, а первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей на орбите и переход двух космонавтов из одного «Союза» в другой через открытый космос рассматривалась, как важный шаг на пути к победе в Лунной гонке, между СССР и США.
По сложившейся традиции героев космоса в аэропорту лично встречал глава СССР Л.И. Брежнев, после чего кортеж из нескольких автомобилей «Чайка» в сопровождении эскорта мотоциклистов направлялся в кремль, где проходило чествование космонавтов.
Утром 22 января, Ильин воспользовавшись тем, что дядя ушёл на работу, переоделся в оставшуюся у того после увольнения милицейскую форму отправился на Красную площадь. Вероятно, он был не плохим психологом и сумел выдать себя за милиционера, получившего приказ срочно прибыть в Кремль для участия оцеплении. Поскольку операции по обеспечению порядка и безопасности на мероприятиях такого уровня предусматривали привлечение милиционеров из разных подразделений, Ильину удалось достаточно спокойно занять место в цепи одетых в одинаковую форму стражей порядка. Примерно в 14:15 правительственный кортеж въехал на территорию Кремля. Ильин пропустил первую машину, а затем сделал несколько резких шагов вперед и открыл огонь сразу из двух пистолетов по лобовому стеклу второй.
Нужно сказать, что выбор этот был достаточно логичен. Подобного рода встречи проходили достаточно часто. Кроме космонавтов было принято встречать и провожать разного рода глав иностранных государств, прибывавших «с официальными дружественными визитами». Многие москвичи старшего поколения наверняка помнят, как сотрудники разных НИИ и студенты, с удовольствием в рабочее время стояли, где ни будь на Ленинском проспекте размахивая флажками.
В таких кортежах Брежнев, обычно ехал именно во второй машине. Однако в этот раз генсека вообще не было ни в одной из машин, въезжавших в кремль через Боровицкие ворота.
Толи просочились, какие то подозрительные сведенья, то ли сработала профессиональная интуиция сотрудников «девятки», но в последний момент машина с Брежневым изменила маршрут, и въехала в Кремль, через Спасские ворота.
В машине, попавшей под обстрел, находились космонавты Алексей Леонов, Андриан Николаев и его жена Валентина Николаева – Терешкова. На переднем сиденье, рядом с водителем сидел дважды Герой Советского Союза полковник Георгий Тимофеевич Береговой который был внешне похож на Брежнева
Под шквальным огнем (как потом выяснили эксперты, Ильин произвел 11 выстрелов за 6 секунд), боевой летчик сумел перехватить управление автомобилем у смертельно раненого водителя и вывести лимузин из-под огня.
Мотоциклист эскорта В. А. Зацепилов, сумел сбить лже милиционера колесом своего «железного коня», после чего тот был схвачен сотрудниками КГБ.
Нужно сказать, что телевизионный репортаж о встрече космонавтов транслировался в прямом эфире, и хотя в момент покушения передача была прервана «по техническим причинам» первые выстрелы зрители все же услышали. Очевидно, именно по этой причине назавтра во всех центральных газетах появилось официальное заявление ТАСС, что неизвестный человек покушался на космонавтов. О том, что это было покушение на Брежнева, не было сказано ни слова, но советский человек привык сам додумывать, то о чем не говорили. Тем более что западные «голоса», которым у нас традиционно верили больше чем газете «Правда», сразу озвучили именно эту версию.
Следствие и последствия
Против В.И. Ильна было возбуждено уголовное дело сразу по 5 статьям УК РСФСР
Ему вменялись организация и распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй; попытка теракта; убийство; хищение огнестрельного оружия; дезертирство.
Следствие продолжалось более года
По результатам расследования и проведенных в его ходе нескольких психиатрических экспертиз Ильин Виктор Иванович 1947 года рождения, в мае 1970 года был признан невменяемым и направлен в Казанскую специализированную психиатрическую больницу, где находился в течение 18 лет.
В 1988 году был по ходатайству матери переведен в Ленинградскую городскую психиатрическую больницу № 3 имени И. И. Скворцова-Степанова. В 1990 году был освобождён решением Военной коллегии Верховного Суда СССР.
В том же 1990-м Ильин получил однокомнатную квартиру в Ленинграде и неплохую пенсию, поскольку все годы проведенные в психлечебнице он … продолжал числится в рядах Советской Армии. По его собственному признанию:
«Никакой «карательной медицины» я на себе не испытал: меня не кололи лекарствами до положения «овоща», не лечили электрошоком. А я-то ждал, что на меня всей мощью обрушится уродливая государственная машина… Когда ко мне приезжал американский журналист, он очень расстроился, услышав, что меня никто не пытал. И уехал обратно, так и не взяв интервью. Потом, в Ленинграде, местные врачи занимались моей квартирой, пенсией».
И ещё из одного его интервью:
«Если бы мне тогдашнему … кто то сказал что через двадцать лет советская власть рухнет я бы конечно на это дело не подписался бы».
Вот такая история человека хотевшего убить Брежнева.