Выдающийся художник XVII века и великий фламандский живописец Питер Пауль Рубенс написал картину «Союз Земли и Воды» в 1618 году после возвращения на родину из Италии. Ее первоначальное название – «Шельда и Антверпен».
Это полотно представляет собой крупномасштабное аллегорическое изображение сцены единения двух природных стихий - Земли и Воды, женского и мужского начала. Пышнотелая богиня плодородия Кибела удерживает в правой руке дивный рог изобилия и безучастно смотрит на грозного бога морей Нептуна. Ее каштановые локоны уложены в виде короны, украшенной жемчугом. Она стоит лицом к зрителю в свободной позе, опираясь левой рукой на большой керамический кувшин, из которого непрерывным потоком течёт вода (символ реки, впадающей в море). Это образ цветущей женщины, в пышном, прекрасном теле которой прославляется торжество жизни и радость бытия. Венчает голову Кибелы Ника – богиня победы.
Нептун – воплощение телесной мощи, неиссякаемой энергии и мужской силы: все его природные качества проявляются с максимальной яркостью и полнотой. Напряженный профиль и устрашающий трезубец Нептуна демонстрируют силу и власть. Внизу полотна изображен, поднявшийся из морских глубин Тритон, который трубит в раковину, а в струях низвергающейся воды плещутся дети, символизирующие процветание и благополучие.
Это – одно из аллегорических произведений, раскрывающих гражданские и творческие убеждения художника. Первая половина XVII столетия в Нидерландах – это период освободительной борьбы народа против власти испанского короля и католической церкви. В результате тяжелой борьбы страна оказалась разделенной на две части: Голландию и Фландрию. Южные районы Нидерландов не смогли отстоять свою независимость в многолетней борьбе с Испанией: здесь сохранились испанский протекторат, господство католицизма и феодальные порядки. Бывший некогда богатым торговым городом, Антверпен (родной город художника), обнищал, после его захвата испанскими властями в 1585 году. Католичество было провозглашено ведущей религией, протестанты и кальвинисты подвергались жестким преследованиям герцога Альбы, а голландцы блокировали устье реки Шельды, на которой стоит Антверпен. В результате чего морская торговля прекратилась, а биржа опустела. Оставшиеся без работы жители голодали, население сокращалось.
Композиция картины представляет собой аллегорию реки Шельды и расположенного на ней города Антверпен. В теме союза двух стихий воплотилась мечта фламандцев о снятии голландской блокады с устья судоходной реки Шельды и торгового порта Антверпен, о выходе к морю, а также связанные с этим событием надежды на возрождение страны, поскольку союз торговли и морских дорог был залогом и символом процветания Фландрии.
Эта тема была очень популярна среди современников Рубенса. Так, в 1609 году еще один фламандский художник - Абрахам Янссенс написал полотно «Шельда и Антверпен» для украшения зала антверпенской ратуши.
Картину Рубенса отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм. История и аллегория, жизнь и легенда, человек и природа предстают в картине в нерасторжимом единстве.
Как и во многих других своих картинах, художник решил аллегорическую композицию необычным композиционным построением, совершенством пластики и цвета. Картину Рубенс скомпоновал, используя принцип симметрии «леонардовского треугольника», где голова богини победы Ники – это вершина треугольника, а его наклонные стороны – тела Кибелы и Нептуна, расположенные симметрично. Центром композиции является сплетение рук героев вместе с сосудом, который образует опору. Это усиливает ощущение равновесия и единства в картине.
Также художник мастерски использовал инверсию - поворот фигур вокруг оси (Кибела предстает перед нами в фас, Нептун – со спины). В результате возникает эффект поворотной симметрии. Фигуры словно совершают поворот вокруг своей оси. Этот мотив вращения усиливает идею связи, объединения и союза, подчеркивает его убедительность и прочность.
Рубенс создает в картине изумительно тонкую богатую цветовую палитру: краски светлые и чистые, контуры мягкие, переходы едва заметные.
Все эти приемы усиливают впечатление движения и подчеркивают динамику жизни, в которой человек и природа находятся в нераздельном единстве.
Творчество Рубенса утверждало веру в человека, прославляло красоту и ценность жизни, воодушевляло своим оптимизмом. Это именно то, что необходимо было Фландрии в трудный для нее период.
Пережитый перелом в судьбе южных Нидерландов, сознание необходимости отстаивать свою самобытность, национальное своеобразие определили высокий расцвет фламандской культуры всего XVII века.
https://dzen.ru/media/id/62dff205509b455e7604aca9/navsegda-vmeste-63c3fe64060dd82fc9bdd577 - «Навсегда вместе»
https://dzen.ru/media/id/62dff205509b455e7604aca9/tvorcheskii-tandem-dvuh-druzei-chast-2-63b31ad51b4d7472f25cb022 - «Творческий тандем двух друзей»
Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк...