Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Спасибо за счастливое детство: в России впервые измерили благополучие детей

Оглавление

Опубликованы сведения об индексе детского благополучия, который был рассчитан с учетом официальной статистики и на основании опросов самих детей.

Счастливы ли сегодня наши дети? Чего им не хватает? Каким образом повлияли на благополучие российских детей экономическая нестабильность и геополитические изменения?

В России впервые измерили благополучие детей
В России впервые измерили благополучие детей

"Государственное" благополучие как синоним счастья

По словам Дмитрия Рогозина, директора Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС и руководителя проекта, дети в России счастливы. При этом эксперт признает, что в процессе расчета индекса детского благополучия исследователи разговаривали я детьми на казенном, административном языке.

Как сообщил Рогозин, индекс социального благополучия можно назвать синонимом счастья (нужно учесть, что оно отражает взаимодействие с окружающими людьми и согласовано с представлениями о счастье государства и властей). Эксперт отметил, что чиновник может что-то сделать для счастья детей только через свои представления о счастье.

Пример Ленинградской области (cwb-index.timchenkofoundation.org)
Пример Ленинградской области (cwb-index.timchenkofoundation.org)

Руководитель проекта сообщил, что у счастья, понимаемого таким "государственным" образом, есть 6 основных признаков — это образование, безопасность, здоровье, материальное обеспечение, возможность саморазвития и общественные отношения. Каждый из этих факторов (доменов) имеет по 3 индикатора, которые в свою очередь имеют различные параметры. Таким образом, это очень масштабное исследование.

Трудно сказать, какой фактор более важен, а какой менее, рассказал Рогозин. Однако очень существенную роль играет образование. Как полагают специалисты, ребенок счастлив, если он действительно увлечен образовательной деятельностью и занимается самообразованием. Ребенок не может быть благополучным, если он не посещает школу или ненавидит учителей. Хотя существуют и исследования, которые показывают неоднозначную роль школы, отметил Рогозин — к примеру, западный философ Иван Иллич доказывает в своей работе "Освобождение от школ", что среднее образование и школы способны убивать инициативу и калечить жизни детей.

К вопросу о выживании

Как объяснил эксперт, с самого начала исследование строилось таким образом, чтобы не сталкивать региона лбами. Рогозин полагает, что ранжирование в социальной политике неуместно. Российские регионы в плане детского благополучия можно выстроить в некий рейтинг, но в этом смысле региональных различий немного.

Различий немного, но они есть (cwb-index.timchenkofoundation.org)
Различий немного, но они есть (cwb-index.timchenkofoundation.org)

По мнению эксперта, дети в России остаются в зоне благополучия вне зависимости от уровня достатка или образования, поскольку безопасность им обеспечивают родители. Сегодня родители-россияне принимают на себя все угрозы и несчастья, в том числе в самой крайней степени — бедность, потеря работы, смерть близких. Родители защищают детей от проблем, с которыми сталкивается взрослый человек.

Хотя экономическая стабильность населения, несмотря на тяжелую ситуацию, в целом сохраняется, материальное благополучие семьи в восприятии детей резко ухудшилось. Это, сообщает Рогозин, отмечается во всех регионах, где проводились опросы — и в Ханты-Мансийском автономном округе, и в довольно бедной Ульяновской области. Имевшаяся у россиян подушка безопасности сработала и уже сдулась.

Менее всего пострадали в экономическом плане малообеспеченные семьи, поскольку их активно поддерживает государство, заметил эксперт. Однако в плане выживаемости российские семьи мало с кем могут сравниться. В наших условиях (шестая часть россиян до сих пор не имеет водопроводной воды и туалетов в доме) ни одна западная семья вообще не выжила бы.

Где-то в России
Где-то в России

Общие проблемы

Исследование позволит обнаружить пробелы и начать над ними работать. В частности, было установлено, что во всех регионах дети очень невысоко оценивают дополнительное образование.

Еще одна общая для всех регионов России проблема — дети не чувствуют, что дома их слушают и слышат. Уровень общения с детьми в семьях низкий. Хотя родители уверены, что нормально общаются с детьми, сами дети так не считают. Необходимы внутрисемейные разговоры, доверие, отметил Дмитрий Рогозин. Нужно строить отношения с детьми. Пока в этой области провал.

Третья проблема — дети в России не могут открыто говорить о своих достижениях. При этом чем старше ребенок, тем меньше он склонен говорить на эту тему.

А еще дети в России мало путешествуют, сообщил эксперт. Дети должны бывать за пределами региона проживания, чтобы расширять кругозор. К сожалению, возможности для поездок с детьми в прошлом году сократились, и это негативно сказывается на детском благополучии. Эксперт привел в пример Калининградскую область: раньше население этой области было в значительной мере интегрировано в Европу, а теперь появились ограничения. И местные дети это чувствуют.

Почти половина всех детей в России никогда не бывала за пределами своего региона, посетовал Дмитрий Рогозин. Российское население вообще имеет очень низкую мобильность, хотя это важный фактор благополучия.

-----

Подписывайтесь на наш канал и заходите за новостями на сайт https://newizv.ru.

Минобороны согласно предоставить отсрочку отцам детей с инвалидностью
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
20 января 2023

Дети
51,7 тыс интересуются