При первом взгляде на икону, в глаза бросается две группы людей, между которыми Богомладенец, как промежуточное звено, одновременно разделяющее и объединяющее их.
Кто же эти люди?
Святой Симеон - держит Богомладенца. После событий изображенных на иконе он получил прозвище БОГОПРИИМЕЦ, так как сподобился принять на руки Бога.
Так о нем сказано у Евангелиста Луки:
"Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм." Евангелие от Луки 2:25
Из предания мы знаем что святой Симеон участвовал в переводе Священного писания из иудейского языка на греческий, а это было за 250 лет до рождения Спасителя.
Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, и прочитал в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис.7:14), он решил, что слово "Дева" здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел, удержал его руку, и предрек что святой не вкусит смерти, пока не увидит Мессию, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы. С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Спасителя мира.
"Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме." Евангелие от Луки гл. 2:36-38.
Обратите внимание на свиток в руках святой Анны, это символ проповеди.
Стоящие вместе, святой Симеон и пророчица Анна символизируют собой Ветхий завет.
С другой стороны стоят представители Нового завета, Иосиф обручник - названный отец Христа, и Богородица Мария.
Хотя Иосиф не был кровным отцом Иисуса, родословие Спасителя евангелист ведет не по Марии.
"По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос." Ева́нгелие от Матфея, гл. 1:13-16
В центре композиции младенец Иисус. Это он соединил Ветхий и Новый завет. Обратите внимание что Младенец совсем не похож на сорокадневного малыша.
Даже будучи младенцем, Иисус Христос был в полноте Божества. По этому на иконах не по ошибке Он изображен как взрослый, только небольшого размера.
Важная деталь - крещатый нимб Спасителя с надписанием.
Надпись переводится как СУЩИЙ
На некоторых старых иконах вы можете не найти эту надпись, но это потому, что с золотого фона краска осыпается быстрее, и буквы истерлись от времени.
Почему же какие-то буквы в нимбе так важны.
Дело в том, что Несторий, чью ересь осудили отцы 3го вселенского собора, утверждал что Иисус стал Богом только после крещения, а Богородицу называл Христородицей.
Эти строчки из "СИМВОЛА ВЕРЫ" появились благодаря отцам 3го вселенского собора, которые сформулировали учение о Боге и человеке в Христе Иисусе.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Не случайно первые упоминания о празднике Сретения появляются уже после III Вселенского Собора (состоялся в 431 году в городе Ефесе).
То есть после того как отцы подтвердили, что Иисус был Богом и в младенческом возрасте.
Обратите внимание на одежду Богородицы, верхняя одежда красная, а нижняя - синяя.
🔴Красный и его оттенки - цвет плоти и крови.
🔵Синий - цвет неба и Бога.
Это значит что ПЛОТЬ ПРИНЯЛА ВНУТРЬ СЕБЯ БОГА
Традиционные одежды Спасителя устроены наоборот, верхняя - синяя, а нижняя - красная. Что считывается как БОГ ПРИНЯВШИЙ ВНУТРЬ СЕБЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПРИРОДУ, ПЛОТЬ И КРОВЬ.
На старинных иконах зачастую плохо сохранились звезды на плечах и главе Богородицы, но будьте уверены - они там точно были. Также как и надписи в нимбе Богомладенца, асист (лучи из сусального золота) которым чаще всего выполняют эти звезды быстрее разрушается. Эти звезды символизируют собой три девства Марии - до Рождества, в Рождестве, и по Рождестве Христа.
А на Сретенской иконе, эта деталь важна еще и потому, что традиционно женщины приходили в иерусалимский храм на 40 день после родов ради молитвы очищения. Богородице не нужно было очищение, ведь она единственная из жен зачала и родила непорочно. Но все равно, будучи благочестивыми и законопослушными, родители Исуса Христа отправились в Храм.
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить." Ева́нгелие от Матфея, гл. 5:17
Христос пришел на землю чтобы дать людям Новый Завет. Показать, как выстроить более совершенные отношения с Богом, но для этого в первую очередь Он выполняет Завет старый (Ветхий).
В руках Иосифа изображены две птички, у этого момента есть исторический и богословский смысл.
Помните 10 казней египетских? Последней казнью была внезапная смерть всех первенцев, от человека до скота. Евреи же по откровению от Бога принесли в жертву ягненка, отметили его кровью свои дома, и смерть миновала их первенцев.
После этого спасения, каждого мальчика, который рождался первым (отверзал ложесна), полагалось посвящать во служение Богу. Но позже, церковнослужителями стали потомки только одного из 12 колен (родов) Израиля, Левиты, а потомки остальных родов приносили в храм жертву (выкуп) за своих первенцев.
В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, как родители Иисуса, вместо ягненка также приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».
Давайте теперь рассмотрим задний план, там тоже не все так просто.
Исторически Сретение произошло в Иерусалимском храме, а точнее во Дворе Народа. В те времена обычные люди не могли входить в здание самого Храма и молились во дворе. При чем ближний к храму двор был только для священников, там осуществлялось большинство жертвоприношений. Далее был «двор Израиля» открытый для всякого еврея мужского пола, а еще дальше «Женский двор», где скорее всего и произошла встреча.
Святой Симеон встречает Спасителя стоя на ступенях, что исторически верно. Также эти ступени на иконе служат подножием, символом достоинства, на нем стоит - достойный принять на руки Бога.
Очень похожие ступени используются при архиерейском Богослужении, на них также стоит наидостойнейший человек, который рукополагает других священников, архиерей.
Строение за спиной Святого Симеона и Пророчицы Анны нам хорошо знакомо благодаря другому празднику. Аналогичное изображают на иконе Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Из праздничных текстов мы знаем, что священник, встретивший Деву Марию, по внушению свыше, ввёл ее во Святая святых. Из всех людей, только первосвященник раз в году входил в Святая святых с очистительной жертвенной кровью. Богородица же, имела право молиться в этом месте с 3х до 12 лет, пока жила при храме (смотреть в правый верхний угол Введенской иконы).
Это упрощенное изображение самого здания Иерусалимского Храма, с его делением на три части (Притвор, Святилище и Святая святых) и разноуровневым полом. Святая святых - находится выше всего, и чем ближе к этому месту, тем уровень пола выше.
На Сретенской иконе Иерусалимский Храм символизирует Ветхий завет, старые отношения с Богом. Здание противоположное ему (возвышается за спиной Богородицы и Иосифа) - символ Завета Нового.
Два здания между собой соединяет красный плат.
Зная символику цвета, не сложно догадаться, что этот плат - символ плоти и крови, которую принял в себя вочеловечившийся Бог. Аналогичный плат можно встретить и на других иконах, связанных с Богородицей, ведь вочеловечение Бога началось с рождения Той, Которая одарит Его своей плотью и кровью.
Сейчас вы можете встретить такой плат и на других, не связанных с Боговочеловечением иконах. На них плат попал благодаря иконописцам, которые плохо учились или вовсе не учились в семинарии и не знают, что он означает.
Еще одна ткань, которую можно встретить на Сретенской иконе (чаще всего тоже красного цвета), висит между столпов здания, внешне напоминая шторку, ее изображение на иконе предельно исторично, в отличии от ранее описанного плата.
Это церковная завеса (Паро́хет) висевшая в Ветхозаветной Скинии, а позже в Иерусалимском храме, где она отделяла «Святая святых» от святилища. В новозаветной церкви такая называется катапета́сма.
Интересно, что в ветхозаветной церкви завеса была цельнотканой, и изображать ее, как две шторки неверно. Только в момент смерти Христа она самопроизвольно разорвалась пополам.
"И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;" Евангелие от Матфея 27:51
Именно по этому, новозаветная катапетасма должна сшиваться из двух тканей и иметь шов от верхнего до нижнего края, но знают об этом тоже не все, и часто шьют ее, как простой цельнокройный занавес.
А вы замечали шов на катапетасме в вашем храме?
По центру над Богомладенцем может возвышаться еще одно здание. Оно имеет исключительно символическое значение и исторически не находилось на месте встречи.
Это киворий или сень, которую традиционно устраивают над особо значимыми местами.
В ветхозаветной истории чем-то очень похожим на новозаветный киворий была скиния. Она состояла из столбов и тканевых навесов, и размещалась над Ковчегом Завета.
Хочется дополнительно отметить, что Иерусалимский храм был готов к принятию Завета Нового, ведь во времена, когда происходило Сретение, Ковчег Завета уже был пуст, а ветхозаветные святыни, которые ранее в нем находились (Скрижали завета, жезл Аарона и манна), безвозвратно утеряны.
И последняя в данной статье, очень важная по значению деталь.
В центральной части иконы, под киворием (который подчеркивает святость) изображен стол застеленный тканями. Нам он хорошо знаком, ведь каждый кто бывал в храме в моменты, когда открываются Царские Врата, мог заметить очень похожий стол в алтаре (самом святом месте новозаветного храма). В греческой традиции он так и именуется «Святой Стол» а в русской называется Престол.
Но в Ветхозаветном Иерусалимском Храме престола не было. А те столы, которые там были, совсем не похожи на изображенный на Сретенской иконе.
Большой жертвенник всесожжения, на котором приносились в жертву животные, а также совершались хлебные приношения и возлияния вина, был каменным.
Жертвенник воскурения, на котором воскурялся фимиам (ладан или любое другое благовоние), и Стол хлебов предложения где помещались священные «хлебы предложения», были выполнены из золота.
Как видите, на этой иконе все говорит нам о встречи. Но больше не о исторической, святого Симеона с Иисусом и его родителями, а встречи двух духовных укладов, стыке двух миропорядков и плавной смене главного договора, Завета с Богом.