В свое время, еще будучи молодым человеком, Макарий, будущий святой Макарий Великий, узнал о святом Антонии Великом и очень хотел получить от него благословение и учиться у него.
Святой Антоний, подвижник Божий, познал многие спасительные тайны христианской жизни, такой глубины, до которых не доходило око и разум человеческие. Макарий желал постичь их.
Но исполнилось не сразу.
Как было?
Молитвы о духовном наставнике.
Когда Макарий, будучи еще неопытным в христианской жизни, остро нуждался в духовнике и не мог его найти, то взмолился о том Богу.
И вскоре Бог показал ему одного достойного подвижника, который стал его наставником. Имя его в истории не упоминается. Но лишь как: некий опытный старец.
Многому в духовной жизни научил он Макария. Стоит сказать, что и Макарий внимал наставнику.
Получив такую подготовку, Макарий стал подвизаться сам, причем брался за достаточно трудные подвиги. Не от пыла, Бог подавал - Макарий не боялся браться.
Вот тогда, уже имея предварительные наставления от старца и свой собственный подвижнический опыт, решается Макарий идти к святому Антонию Великому в пустынь. Бог дал почувствовать ему, что он готов верно внимать великому Антонию и с пользой будет такая встреча. Своевременность опирается на внутреннюю готовность.
Видение святого Антония.
Святой Антоний знал, что к нему должен пожаловать ученик, подвижник. Ему было открыто это Богом. Господь указал Антонию, что это будет человек, который готов будет пойти тем же путем пустынножительства, что и он.
Как святой Антоний встретил святого Макария?
Казалось бы, есть желание учиться подвижнической жизни у одного (святого Макария), есть видение от Бога о нем у другого (святого Антония). Все должно плавно соединиться и случиться.
Но у святого Антония было важные правила подвижнической жизни:
- Он никогда не искал людей и учеников, искали всегда его. Он же всегда пребывал с Богом. Кого Бог пошлет ему, того и примет.
- Не всякого приходящего к нему, готов был святой Антоний принять в свои ученики, но лишь проверив, испытав его.
Тоже самое он проделал и по отношению к Макарию.
Он испытал его терпение, его желание и твердость намерений обучаться подвижничеству и только после этого принял его у себя. Не то ведь важно, что хочет учиться, а готов ли?
Проверив и удостоверившись - принял любезно, с любовью, как дар от Бога.
Обучение у святого Антония.
Когда познакомились святой Антоний и святой Макарий (330-е годы от Рождества Христова), то первому было уже 80, а второму - 30. Почтенная разница была и в земном возрасте, и некая - в духовном.
Как учил святой Антоний святого Макария?
Немногословен был святой Антоний (это характерная особенность исихастов).
Совместные молитвы, наставления, если что не так. И, конечно, наблюдение и присутствие ученика.
Порой немое наблюдение, присутствие ученика при учителе давало больше открытий, откровений, научений, чем многие слова и наставления. Незрима и явственна Божья благодать в опыте наставляемого и наставляющего. Она не требует многих слов. Но многой внимательности, наблюдательности, чуткости и разумения. Умение уловить тонкое и важное. Бог подает тому, кто внимает. Как это важно в духовном опыте!
Что было дальше?
Далее, уже в 340 годы, святой Макарий получил благословение от святого Антония и пошел в свою пустынь, Антоний остался в своей. Нельзя всю жизнь быть при учителе, надо самому трудиться и подвизаться.
Когда было необходимо, святой Макарий приходил к святому Антонию за советом и помощью. Это не было частым и имело действительную нужду.
Посох святого Антония.
Святой Макарий с двумя другими учениками святого Антония, были в последние дни земной жизни святого Антония и предали его земле.
Святой Антоний завещал святому Макарию свой посох. Когда Антоний отходил ко Господу, святому Макарию было 56 лет. Антонию было уже за 100.
Посох был символом мудрости, опоры веры. Преподобный Антоний опирался на него ходя на земле, чтобы крепче стоять на земле с верой, иметь твердые ее опоры. Отгонял им нечисть разную, когда было необходимо.
Эту благодать и силу передал святой Антоний святому Макарию. Не только в посохе, как неком предмете, но и в тех наставлениях, том опыте, которым он поделился со своим учеником.
Макарий благодарно воспринял этот дар старца Антония. Он, находил в посохе и опоры веры на земле и удаление от нечисти.
Посох этот выражен двумя духовными добродетелями:
смирение (при любой напасти не терять внутреннего мира с Богом в сердце, не рассеиваться),
смиренномудрие (мой жизненный опыт и тех, у кого я учился неплох, но Свет Божьей Истины всегда выше, первее – откроюсь ему и причащусь смиренно от него).