Актер Калужского драматического театра Владимир Прудников работает над просветительским театральным проектом для школьников «Внеклассная классика» и является одним из главных театральных деятелей Калужской области. Поговорили о современном театре и наиболее известных спектаклях с участием актёра.
Была информация, что вы работаете над спектаклем по книге Тода Штрассера «Волна». Что именно вас заинтересовало в этой истории?
Это было несколько лет назад, меня очень заинтересовала эта книга, я сделал инсценировку по ней и, что называется «размял» материал с ребятами из театральной смены лагеря «Сокол». Получилась не вся пьеса, но только некоторые сцены. Вообще, вещь очень интересная, необычная и актуальная. Но, к сожалению, так и не нашел команду для полноценного спектакля, возможно, еще сложится.
Вы играете Ипполита Матвеевича Воробьянинова в спектакле «12 стульев». Почему этот герой в финале идет на убийство, но в самом спектакле при этом такой развязки нет?
Тут вопрос больше к режиссеру, конечно, в первоисточнике все идет к тому и трагическая развязка для этого персонажа, вполне логична. Но режиссер настоял на том, что не стоит омрачать довольно веселые приключения искателей сокровищ. С другой стороны сумасшествие Воробьянинова не менее трагично, особенно, с точки зрения персонажа.
В вашем проекте «Внеклассная классика» вы делали постановки по Чехову, Достоевскому, Джеку Лондону. Что должно быть в тексте для включения его в проект?
Да, действительно, мы подходим очень тщательно к выбору материала, ведь задача проекта заинтересовать нашу целевую аудиторию и побудить к чтению. Безусловно, вся классика полезна, но не вся (по нашему мнению) может сходу вызвать интерес, поэтому мы стараемся постепенно, от простого к сложному, от интересного к полезному, от «Игрока» до «Бесов» или «Братьев Карамазовых». Работая над спектаклем мы стараемся сделать его динамичным, активным, увлекательным, чтобы внимание не нужно было удерживать через силу. Напомню, что проект направлен на молодежь, а это особенная аудитория, они привыкли жить в потоке информации, но при этом романтика в них живет по-прежнему и им интересно следить за романтическими проявлениями героев, ну и, конечно, персонажи должны быть просты и понятны молодым людям. Вот основные аспекты: динамичность истории, романтика и смелые поступки героев, понятность персонажей для молодежи.
В пьесе «Дракон» вы были заняты в роли Генриха, который зачитывал коммюнике. Появляется ли у этой пьесы новая острота?
Пьеса «Дракон» довольно сложная и неоднозначная, хоть там и есть положительные и отрицательные персонажи, но если копнуть поглубже, то у каждого есть своя правда и своя философия и для "нормальной" жизни еще можно поспорить кто из них неправ. Что касается сцены с коммюнике, если вы пытаетесь провести параллели с положением на фронтах, я не специалист в этом вопросе, хотя и слежу за ситуацией и слушаю разные версии событий, но я глубоко убежден в одном, пока идут боестолкновения мы должны поддерживать, по мере сил, нашу сторону. Да, наверное, были и ошибки, но это, как говорит один очень неглупый человек, вопрос не на мою зарплату. Есть люди компетентные в этом вопросе, пусть они и разбираются. В конце концов я не обладаю всей полнотой информации. Я доверяю нашему руководству, уверен, что все действия направлены на благо страны и народа.
Какой из русских писателей наиболее сложный для инсценировки?
Ну мы еще далеко не до всех классиков добрались, но из того, что было, пожалуй, Николай Васильевич Гоголь наиболее строптив, хотя его я очень люблю. Мы к нему обязательно еще вернемся.
Назовите лучшие современные пьесы, которые раскрывают нашу жизнь?
Сейчас пишется огромное количество пьес и за всем следить нет ни времени, ни сил. То что мне попадалось, не сильно меня впечатляло, в основном, какое-то уныние и серость. В драматургии самое интересное следить за историей и что происходит с людьми внутри нее. А когда во главу угла ставится «самовыражение художника» мне очень быстро становится скучно.
Каким правил следует придерживаться тем, кто создает театр в школе?
Трудно ответить в рамках одного вопроса. Скажу так, правило главное - огромное желание заниматься и развиваться в этом направлении. Остальное зависит от возможностей и фантазии.
Что вышло из «Гамлета» в Калужском театре? Как вы оцениваете эту постановку?
С моей стороны было бы не этично давать оценки этому спектаклю, прежде всего, потому что я участник этого спектакля и никак не могу быть объективным. Но скажу следующее: калужский «Гамлет» - спектакль для широкого круга зрителей, то есть он понятен даже самому неподготовленному зрителю.
Какой период сейчас переживает театральное искусство?
А вот это вот очень серьезный вопрос. По-моему мнению, сейчас театр делится на коммерческий, то есть на потребу зрителя, который не хочет задумываться над серьезными вещами, а воспринимает театр, исключительно, как место для развлечения и голосует рублем за легкие, бестолковые комедии «чисто поржать». Вторая крайность - это театр «не для всех», то есть, режиссер самовыражается, зачастую вообще не думая про зрителя, мол я гений (признанный или непризнанный) а вы старайтесь до меня дотянуться, хотя порой и тянуться-то некуда. Конечно, иногда случаются, что называется «настоящие» спектакли, но к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Сейчас забывается одна очень важная вещь - театр должен быть идеологичен и нести воспитательную функцию, зритель после похода в театр должен становиться лучше. Кстати, проект «Внеклассная классика» идеологичен, мы стараемся сделать нашего зрителя лучше, научить его смотреть на классику другими глазами, научить его любить читать.