В свое время Союз Советских Социалистических Республик оказал посильную помощь Китаю буквально во всех сферах. В результате Китай получил почти все передовые советские разработки, в том числе и лицензию на выпуск и самую подробную документацию самолетов АН-2, которые больше известны под другим названием – Кукурузник.
В этом материале мы поговорим о том, как в Китае данный самолет не просто пришелся к месту, но также получил дальнейшее развитие и до сих пор активно эксплуатируется во многих азиатских странах мира.
Краткая история АН-2
Итак, в 1948 году в СССР начинается серийное производство биплана Ан-2. Самолет уже в то время не отличался передовыми технологиями, но у него было одно ключевое и неоспоримое преимущество, которое затмевало все его другие недостатки – «Кукурузник» мог взлетать и садиться практически на любой ровный участок грунтовой площадки.
В первоначальной комплектации «Кукурузник» мог взять на борт 3 человека и полезной нагрузки в 1,5 тонны.
При этом самолет на крейсерской скорости в 160 км/ч был способен преодолеть до 100 километров, а для подготовки к новому полету требовалось мало времени.
В Китае данный самолет стал выпускаться под обозначением Y-5 (Yunshu-5 или Yun-5), и выпускался он на заводе Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation.
Советскую силовую установку АШ-62ИР немного видоизменили и выпускали под маркировкой HS-5 в городе Сучжоу.
И первый китайский «Кукурузник» совершил свой полет в 1958 году. После чего началось его серийное производство. Так, уже к концу 1958 года в Китае было выпущено 229 самолетов, а до 1968 года еще 730 самолетов.
Впоследствии на заводе NAMC также было налажено производство различных модификаций, а именно:
- Пассажирская версия Y-5А (аналогична советскому Ан-2Т);
- Версия для тренировок пилотов Y-5D;
- Сельхозверсия Y-5II или Y-5В;
- Гидроплан Y-5С.
Кроме этого, в Китае также было создано несколько армейских версий данного самолета, но в серию они не пошли и были, по сути, штучным товаром.
Но история «Кукурузника» на этом не заканчивается. В Китае он настолько «прижился», что в 1987 году прошла глубокая модернизация уже сильно устаревшего Y-5.
Были разработаны версии для Крайнего Севера и субтропиков. Силовую установку заменили на более мощный и производительный мотор ASz-62IR, а также было установлено современное навигационное оборудование.
В результате прошедшая глубокую модернизацию версия «Кукурузника» получила обозначение Shijiazhuang Y-5В, и уже в этом виде было выпущено более 380 экземпляров.
В дальнейшем уже Shijiazhuang Y-5В проходит модернизацию и получает специальное перьеобразное верхнее крыло, которое позволило сократить дальность разбега на 20%, в результате чего самолет при полной загрузке отрывался от земли уже после 170 метров разбега.
Но и это еще не все. Уже в 2018 году на прошедшей выставке China Airshow был продемонстрирован Y-5BG с американским турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN.
Замена двигателя позволила без серьезных изменений и установки дополнительных баков сильно увеличить грузоподъемность, дальность, а также скорость полета.
На базе Y-5 в Поднебесной также было создано несколько БПЛА, которые получили наименование FH-98 или Feihong 98.
Вот так Китай смог из устаревшего» АН-2 создать целое поколение многоцелевых самолетов, которые до сих пор активно используются. Более того, некоторые из современных версий были перенаправлены в другие страны (Африка, Азия, Северная Корея и т. п.), где активно используются для выполнения различных задач. А модель Y-5BG была закуплена в России для выполнения частных перевозок.
Понравился материал? Тогда с вас подписка. Спасибо, что прочитали до конца!