Современные фильмы о войне часто ругают за их недостоверность (и есть за что). Вот, например, в фильме "Штрафбат" есть момент, когда немцы и русские берут еду из одного продовольственного склада и, практически, не обращают друг на друга внимания. Многие, было, возмутились: "как так?, не могло такого быть!".
Но в реальности бывало и не такое. Причем, реальность эта отлично запечатлена в воспоминаниях ветеранов. Вот, например, воспоминания танкиста Владимира Бочковского, который исполнял обязанности командира танковой роты на Калининском фронте в 1943 году и участвовал в операции "Марс".
Бочковский пишет, что из-за снежной зимы подвоз продуктов был очень затруднителен. Причем, для обеих сторон. И еду сбрасывали с самолетов. И вот, когда удавалось заполучить таки продукты питания, и, начать приготовление пищи в походной кухне, бывало, что к ней стягивались не только наши солдаты:
...после удачной находки продовольствия начинала топиться полевая кухня, то на запах осторожно подходили два-три немецких солдата. В каждой руке по пять-шесть котелков. Вжимая головы в плечи и не поднимая глаз, вставали в конец очереди. Повар немцев материл, но кое-что им давал. Остальные старались на них не смотреть. (А. В. Бочковский, Воспоминание об отце)
Немцы брали еды и себе и своим товарищам. Никто в них не стрелял и не пытался захватить в плен. Ровно тем же немецкие солдаты платитли нашим, когда уже в нашей кухне не было продуктов:
Наши тоже к ним ходили, когда у немцев топилась кухня. Картина была та же. (Там же)
Стоит отметить, что данный пример нельзя считать за правило. На разных участках фронта в разное время было по-разному. У другого автора и фронтовика Виктора Астафьева в его книге "Прокляты и убиты" в части "Плацдарм" есть описание подготовки к форсированию реки: на одном берегу немцы окопались и готовятся оборонять позиции. На другом берегу наши готовятся плыть и штурмовать.
Но вот до тех пор пока форсирование не началось солдаты не пытаются друг друга уничтожить. Они ходят за водой, видят друг друга и купаются в реке на разных берегах.
...фрицы и иваны ходили за водой на Оку, подштанники и портянки полоскали, перекликались:
— Эй, Иван! — кричали из-за реки фрицы, — переплывай на нашу сторону — у нас шестьсот граммов хлеба дают!
— А пошел ты, дорогой фриц, сам знаешь куда! У нас кило хлеба дают, да и то не хватает.
Шутки шутили до тех пор, пока не начали прибывать свежие части и кто-то из комсомольцев-добровольцев, начитавшийся книг, допрежь всего бестселлера соцреализма «Как закалялась сталь», и внявший воплям неистового публициста: «Хочешь жить — убей немца!», «Где увидишь, там и убей!» — завидевши на другом берегу врага, спустившегося с ведром за водой, схватил винтовку и подстрелил его. (Виктор Астафьев. Прокляты и убиты).
Книга Астафьева написана по его фронтовым воспоминаниям. Понятно, что в ней есть и доля вымысла, так как "Прокляты и убиты" все же художественное произведение. Но сам автор ушел добровольцем на фронт в 1942 году, был ранен, награжден орденом Красной звезды , медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией». В общем он знал о чем пишет.
Описаны и случаи, когда "никакой жалости к врагу". Вот, например, фрагмент статьи из газеты "Правда" о "Изегове Иване, советском снайпере:
Как-то из бани вышел молодой немец с полотенцем через плечо. Довольное лицо. Без мундира он был похож на простого деревенского парня. Стоял и улыбался, радуясь, что помылся.
Изегов видел, как ему после бани хорошо. Изегов сам солдат и знает, что такое смыть пот и грязь. Но он прицелился и сказал:
- Не лезь. Не губи детей. Мы не хотели войны. Зачем ты сюда прилез ? Что тебе надо ? Получай, что заслужил.
Убил. И был рад...
Газета "Правда" номер 341 от 7.12.1942
Так что можно сказать, что ситуации на войне были очень разные. Отношение солдат друг к другу тоже было разным. Не всегда это была оголтелая ненависть к проклятому врагу. Понятное дело, что фашизм, как идеология - это абсолютное зло. Да и немцев никто не звал на нашу землю с оружием в руках.
Но это не значило, что мы должны были уподобляться им. Чтобы этого не забывать в СССР сняли отличный фильм "Отец солдата". Есть там отличный момент с виноградом, танкистом и немецким мальчиком:
- А ты видел, что они у нас делали?
- Это они делали – а ты что, фашистом стал? Вот, немецкий мальчик – иди, стреляй...
- Скажешь тоже – что я, фашист, что ли?
КФ "Отец солдата"
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.