Античная бронзовая статуя крылатой богини Победы, ставшая неофициальным символом итальянского города Брешиа, вернется на изначальное место своего расположения — в Капитолийский храм города. Об это объявили музей Санта-Джулия и археологическая зона «Римская Бриксия», представляя новую экспозицию, посвященную римской эпохе в истории города.
Самые ранние поселения на месте будущего города появились около 1200 года. до н. э., основателем города считается мифический царь лигуров Кидн. Но значительным центром Брешиа (в древности — Бриксия) стала в VII веке до нашей эры, когда кельтский народ ценоманов пересек Альпы и сделал город своей столицей. В отличие от многих соседних народов, ценоманы неизменно оставались союзниками римлян. Тит Ливий упоминает, что в одной из битв с Ганнибалом участвовали «вспомогательные отряды ценоманов, единственного галльского племени, сохранившего верность римлянам» (Книга XXI. 55). Поддержали римлян ценоманы и в 225 г. до н. э., когда их сородичи инсубры и другие галльские народы северной Италии объединились для похода на Рим. Ценоманы остались на стороне Рима и в Союзнической войне I века до н. э., когда италийцы восстали против римской власти. В награду Бриксия в 89 г. до н. э. получила статус civitas («город»), а в 419 году до н. э. Юлий Цезарь предоставил жителям города римское гражданство.
В честь этого события в центре города, на южном склоне холма Кидна (Colle Cidneo), был построен большой храм, состоявший из четырех отдельных прямоугольных святилищ (целл), украшенных яркими фресками. Каждая целла имела отдельный вход через пронаос — портик с колоннами. Тем временем Римское государство ждали новые испытания. В борьбе за власть в «год четырех императоров» (69 год н. э.) Бриксия поддержала Веспасиана, оказавшегося в итоге победителем. После этого Веспасиан велел строить на месте прежнего храма Бриксии новый. Он был посвящен Капитолийской триаде: Юпитеру, Юноне и Минерве, по образцу Капитолийского храма в Риме. Ко времени веспасиановского строительства относится бронзовая статуя Крылатой Виктории.
Проходили века, статуя Виктории спокойно стояла в храме, но наступил момент, когда на рубеже IV–V веков спокойная эпоха ее существования закончилась. Император Феодосий I (годы правления 379–395) запретил в империи языческие религиозные культы, и при этом было разрушено множество храмов. В 402 году Бриксию разграбили вестготы Алариха, а в 452 году — гунны Аттилы. Где-то в этот период Капитолийский храм был заброшен и использовался горожанами как каменоломня. В какой-то момент оползень, сошедший со склона холма Кидна, похоронил под собой храм, что позволило сохранить его руины до наших дней.
Лишь в 1823 году жители Брешии начали откапывать то, что осталась от Капитолийского храма. А три года спустя было сделано примечательное открытие. В полости стены, отделяющей храм от склона холма Кидна, был обнаружен тайник с античными бронзовами статуями. Там были шесть бюстов императорской эпохи (из них три со следами позолоты), статуя Крылатой Победы, бронзовый конский нагрудник от какой-то конной статуи и более мелкие бронзовые предметы. От кого жители города спрятали всё это — от воинствующих христиан, вестготов или гуннов, — остается неизвестным.
Горожане XIX века полюбили Крылатую Победу не меньше, чем их соотечественники в эпоху поздней античности. Статуя стала романтическим символом итальянского патриотизма, когда Брешиа в составе так называемого Ломбардско-Венецианского королевства была передана в 1815 году под власть Австрии.
С тех пор статуя Виктории стала музейным экспонатом. С 1998 года она находится в музее Санта-Джулия. В 2019 году было проведено исследование статуи, которое дало неожиданные результаты. До этого ученые предполагали, что изначально статуя изображала не богиню Викторию, а Афродиту, а во времена Веспасиана ей добавили крылья, превратив в божество Победы. Однако состав бронзы указывает, что на самом деле крылья, тело и голова статуи были изготовлены одновременно в одной и той же литейной мастерской.
В новой экспозиции, впервые представленной посетителям музея в это воскресенье, Крылатая Виктория располагается в восточной целле Капитолийского храма вместе с шестью бронзовыми бюстами, с которыми она почти полторы тысячи лет хранилась в тайнике.