Найти в Дзене
Александр Дедушка

Когда верующий человек перестает различать праведного от грешного? И что значит - «будьте как дети»?

Прп. Никита Стифат
Прп. Никита Стифат

А это вообще хорошо – не различать праведного и грешного?

Смотря, с какой стороны посмотреть.

Однако если это закономерный этап развития духа, то стоит присмотреться к этому феномену.

То, что это так – настаивали многие святые.

Вот что по этому поводу говорил св. Никита Стифат:

«По внутреннему настроению души измеряется естество вещей, то есть, кто каков сам, тот так и о других заключает, кто достиг истинной молитвы и любви, тот не имеет различения вещей, не различает праведного от грешного, но всех равно любит и не осуждает, как и Бог; как солнце сияет и дождит на праведных и неправедных».

Давайте разберем это высказывание последовательно.

Итак, первый постулат по св. Никите Стифату: мы относимся к внешним «вещам» по принципу подобия.

Что имеем в себе – по тому и судим внешнее.

Это справедливо, как в физическом плане, так – что еще более важно! – в нравственном и духовном.

Так, дальтоник или человек с поврежденным слухом внешние ощущения будет воспринимать в соответствие со своими недостатками.

И человек с поврежденной нравственностью – безусловно, видит в соответствующем свете и окружающих его людей.

Для скряги – все люди вокруг обуреваются жадностью.
Для гордеца – гордостью.
Для тщеславного – тщеславием.
Для блудного – похотью…

Ну и так далее. Просто нет других вариантов.

Для того чтобы признать, что может быть по-другому – нужен более высокий уровень нравственного развития, который предусматривает борьбу со своими пороками.

А так – очень удобно. Все такие – и я такой, и ничего с этим не поделаешь.

Точно так же в духовном плане.

Человек с магическим мировоззрением всюду вокруг видит порчу, наговоры, сглазы, бесов и т.п.

И точно так же зачастую бессмысленно доказывать ему, что это, прежде всего – его проблема.

Нет – это мир такой вокруг, а не я такой…

В качестве примера противоположного – давайте взглянем на детей. На чистых детей, у которых души еще не замутнены взрослой грязью и растлением.

Мало того, что они сами равнодушны к деньгам, гордости, тщеславию, блуду, они еще и не видят этого в окружающих людях.

Для них – все одинаково хорошие.

Они и в самых гнусных сценах разврата не увидят ничего плохого, а только будут удивляться, что это взрослые делают.

Воистину: нет в тебе – ты и во вне ничего не видишь.

Но пойдем дальше. О чем нам говорит св. Никита Стифат?

О том, что нужно достигнуть «истинной молитвы и любви», чтобы не иметь «различия вещей» и перестать различать «праведного от грешного».

Обратили внимание на связку молитвы и любви?

То, что детям дается изначально, в качестве всеобщего дара Божьего, взрослым людям теперь нужно приобрести через долгий молитвенный подвиг и подвиг самоотверженной любви.

По-другому – никак.

Нужно пройти очень долгий путь, чтобы потерять различие людей на праведных и грешных и любить всех одинаково, как и Бог.

Любить и не осуждать, подчеркивает св. Никита Стифат.

Это именно то, что нам труднее всего дается. Мы и любить по-другому не можем, как только с осуждением. Причем, так относимся к самим дорогим и близким людям.

А вот Бог – по-другому.

Не имея в себе никакого зла, Он, подобно чистым детям, не делает никакого различия между праведными и неправедными, которым в равной степени и солнце светит, и освежает дождик.

Фактически человеку действительно предлагается совершить подвиг искусственно-принудительного – через любовь и веру – возвращения в блаженное состояние детства.

И, в конце концов, выполнить призыв Христа «Будьте как дети»:

«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Мф. 18. 2-3.

Впрочем, нужно указать и на различия.

Полностью вернуться в состояние детей невозможно, да и не нужно.

Верующий не может полностью потерять понятие о различие добра и зла, завоеванное им своим потом и кровью.

Не об этом идет речь.

Речь идет о том, что по мере проникновения в собственную душу, ты видишь там столько мерзости, что тебе уже и дела нет до грехов других людей. Со своими бы справиться.

Ты перестаешь осуждать людей и делить их на праведных и неправедных просто потому, что для тебя они все становятся праведными по сравнению с самим собой.

Нет вокруг человека хуже тебя, поэтому ты их всех любишь и молишься, чтобы тебе не оказаться отверженным по сравнению с ними.

И в этом отличие от состояния Бога, в котором действительно нет никакого зла.

Да, трудная задача у нас с вами.

Нужно стать как ребенок. Внешне – по отношению к другим людям, не деля их на праведных и неправедных и всех одинаково любя.

Но при этом сохранить внутреннее различие добра и зла, прежде всего, в сознании собственной полной непотребности.

И по мере дальнейшего самоуглубления - все больше ужасаться своим внутренним недостоинством и все больше терять внешнее различие «вещей и людей» по принципу добра и зла.

Но все святые шли этим путем. Значит, он единственно верный.