А это вообще хорошо – не различать праведного и грешного?
Смотря, с какой стороны посмотреть.
Однако если это закономерный этап развития духа, то стоит присмотреться к этому феномену.
То, что это так – настаивали многие святые.
Вот что по этому поводу говорил св. Никита Стифат:
«По внутреннему настроению души измеряется естество вещей, то есть, кто каков сам, тот так и о других заключает, кто достиг истинной молитвы и любви, тот не имеет различения вещей, не различает праведного от грешного, но всех равно любит и не осуждает, как и Бог; как солнце сияет и дождит на праведных и неправедных».
Давайте разберем это высказывание последовательно.
Итак, первый постулат по св. Никите Стифату: мы относимся к внешним «вещам» по принципу подобия.
Что имеем в себе – по тому и судим внешнее.
Это справедливо, как в физическом плане, так – что еще более важно! – в нравственном и духовном.
Так, дальтоник или человек с поврежденным слухом внешние ощущения будет воспринимать в соответствие со своими недостатками.
И человек с поврежденной нравственностью – безусловно, видит в соответствующем свете и окружающих его людей.
Для скряги – все люди вокруг обуреваются жадностью.
Для гордеца – гордостью.
Для тщеславного – тщеславием.
Для блудного – похотью…
Ну и так далее. Просто нет других вариантов.
Для того чтобы признать, что может быть по-другому – нужен более высокий уровень нравственного развития, который предусматривает борьбу со своими пороками.
А так – очень удобно. Все такие – и я такой, и ничего с этим не поделаешь.
Точно так же в духовном плане.
Человек с магическим мировоззрением всюду вокруг видит порчу, наговоры, сглазы, бесов и т.п.
И точно так же зачастую бессмысленно доказывать ему, что это, прежде всего – его проблема.
Нет – это мир такой вокруг, а не я такой…
В качестве примера противоположного – давайте взглянем на детей. На чистых детей, у которых души еще не замутнены взрослой грязью и растлением.
Мало того, что они сами равнодушны к деньгам, гордости, тщеславию, блуду, они еще и не видят этого в окружающих людях.
Для них – все одинаково хорошие.
Они и в самых гнусных сценах разврата не увидят ничего плохого, а только будут удивляться, что это взрослые делают.
Воистину: нет в тебе – ты и во вне ничего не видишь.
Но пойдем дальше. О чем нам говорит св. Никита Стифат?
О том, что нужно достигнуть «истинной молитвы и любви», чтобы не иметь «различия вещей» и перестать различать «праведного от грешного».
Обратили внимание на связку молитвы и любви?
То, что детям дается изначально, в качестве всеобщего дара Божьего, взрослым людям теперь нужно приобрести через долгий молитвенный подвиг и подвиг самоотверженной любви.
По-другому – никак.
Нужно пройти очень долгий путь, чтобы потерять различие людей на праведных и грешных и любить всех одинаково, как и Бог.
Любить и не осуждать, подчеркивает св. Никита Стифат.
Это именно то, что нам труднее всего дается. Мы и любить по-другому не можем, как только с осуждением. Причем, так относимся к самим дорогим и близким людям.
А вот Бог – по-другому.
Не имея в себе никакого зла, Он, подобно чистым детям, не делает никакого различия между праведными и неправедными, которым в равной степени и солнце светит, и освежает дождик.
Фактически человеку действительно предлагается совершить подвиг искусственно-принудительного – через любовь и веру – возвращения в блаженное состояние детства.
И, в конце концов, выполнить призыв Христа «Будьте как дети»:
«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Мф. 18. 2-3.
Впрочем, нужно указать и на различия.
Полностью вернуться в состояние детей невозможно, да и не нужно.
Верующий не может полностью потерять понятие о различие добра и зла, завоеванное им своим потом и кровью.
Не об этом идет речь.
Речь идет о том, что по мере проникновения в собственную душу, ты видишь там столько мерзости, что тебе уже и дела нет до грехов других людей. Со своими бы справиться.
Ты перестаешь осуждать людей и делить их на праведных и неправедных просто потому, что для тебя они все становятся праведными по сравнению с самим собой.
Нет вокруг человека хуже тебя, поэтому ты их всех любишь и молишься, чтобы тебе не оказаться отверженным по сравнению с ними.
И в этом отличие от состояния Бога, в котором действительно нет никакого зла.
Да, трудная задача у нас с вами.
Нужно стать как ребенок. Внешне – по отношению к другим людям, не деля их на праведных и неправедных и всех одинаково любя.
Но при этом сохранить внутреннее различие добра и зла, прежде всего, в сознании собственной полной непотребности.
И по мере дальнейшего самоуглубления - все больше ужасаться своим внутренним недостоинством и все больше терять внешнее различие «вещей и людей» по принципу добра и зла.
Но все святые шли этим путем. Значит, он единственно верный.