Как вы оказались в Турции и почему именно там?
— Раньше у меня дети часто болели: лор заболевания, бронхиты. Мы планировали с осени по весну пережидать слякоть и простуду на море.
До этого девять лет я руководила туристическим агентством в Казани. Когда случилась пандемия, всё рухнуло. Терять стало нечего, и в январе 2021 г. я с детьми поехала в Турцию на 60 безвизовых дней.
Дети стали гораздо меньше болеть. Позже приехал муж и тоже оценил климат и гостеприимство. В Турции как дома: безопасно, уютно, тепло.
В феврале мы вернулись в Казань, чтобы полностью перейти на удалённую работу, а с осени 2021 года переехали в Турцию.
— Получается, ваш переезд совпал с началом дистанционки?
— Тогда дочери было 6 лет. Мы только готовились идти в школу. В первом классе решили обучать ребёнка на семейном образовании. Набрали с собой чемодан прописей, книг и тетрадей.
Через несколько месяцев я поняла, что невероятно устала. И мы начали ходить в русское общество Алании на занятия в субботнюю школу в 1 класс. Там были занятия по всем базовым предметам: русскому, литературе, музыке, ИЗО, природоведению.
— То есть в Турции русские дети не чувствуют себя чужими?
— Да, в Алании и Анталии хорошее российское комьюнити. Уже в 2021 году в Алании было три русских общества, которые занимались обучением детей (подготовительное обучение, субботняя школа, школа по вечерам, театральные студии, художественные кружки). Сейчас приехало много учителей, и возможностей стало ещё больше. Стали появляться логопедические, танцевальные студии. Можно ходить к репетиторам или заниматься при русских обществах.
— А как пришла мысль поступить в турецкую школу?
В декабре дочь попросилась в школу: ей не хватало общения. И я устала. Мы стали искать варианты и вот что выяснили.
• Имея ВНЖ, ребёнок может поступить в любую турецкую школу, но обучение будет на турецком языке. Дочь турецкого не знала, этот вариант мы отмели сразу.
• В Алании есть две частные русские школы. В них всё прекрасно, кроме ценника. Приблизительно 500 $ в месяц за первый класс. Это без учёта расходов на то, чтобы добраться до школы. На такое мы не рассчитывали.
• Однажды мне попалось на глаза объявление о наборе в английско-турецкую школу. Так как моя дочь уже занималась английским языком, я подумала, что это наш вариант.
— Чтобы устроить ребёнка в турецкую школу, нужны какие-либо документы из России?
— У нас был ВНЖ, и дочка шла в первый класс, поэтому никаких документов не понадобилось.
Если ребёнок будет переводиться, ему понадобится справка об успеваемости. Её надо перевести на турецкий и отнести в местный отдел образования, где её заверяют и разрешают школе принять ребёнка в соответствующий класс.
— Система образования в Турции отличается от российской?
— Кардинально. Я могу с уверенностью сказать: любая российская мама будет в шоке от того, насколько турецкое школьное образование отличается от российского.
Думаю, многим нашим родителям, которые ориентированы на поступление в российские вузы, показалось бы, что это слишком слабо. Хотя я нахожу это большим плюсом.
— Как построена система образования в Турции?
1 – 4 классы — начальная школа. Можно сказать, что это подготовительный этап для более серьёзного обучения, которое даётся в среднем и высшем звене.
5 – 8 — средняя. После окончания дети проходят систему тестирования, похожую на нашу. Дальше ребёнок может оставить школу или продолжать учёбу, чтобы поступить в вуз.
9 – 12 класс необходимы для учёбы в вузе. Можно сказать, что это основное сильное обучение, которое есть в Турции. На этом этапе дети ориентируются, в какой вуз они хотят поступать, усиленно готовятся по профильным предметам в этом вузе и сдают экзамен.
— Можно поступить в вузы других стран, получив аттестат в Турции?
— Да, диплом выпускника турецкой школы даёт возможность поступить в, например, европейский вуз. Так же и с высшим образованием. В Европейском Союзе принимают на работу выпускников турецких вузов.
* Примечание интервьюера: дипломы турецких вузов соответствуют системе ECTS, стали частью Болонского процесса и высоко ценятся в Европе и США, котируются по всему миру.
— Учитывая, что религия Турции — ислам, как часто в школе можно встретить девочку в хиджабе? Какие вообще требования к школьной форме?
— Здесь действительно много религиозных семей, они отдают детей в школы при мечетях. Мальчики там учатся отдельно от девочек. В таких школах девочки носят хиджаб.
Те, кто придерживается светских принципов, учатся в обычных школах, где даже юбки почти не носят — либо шорты, либо штаны. Мы покупаем к началу учебного года шорты, две футболки, спортивный костюм и куртку на холодный период. Школы сами заказывают форму на предприятиях со своими логотипами, в своих цветах.
В государственных школах одежды меньше — футболки и кофты — это минимальный требуемый комплект, его оплачивают все родители.
— А как же общественное представление о том, что девочки должны быть в юбочках?
— Наши родители тоже задавали этот вопрос, и директор сказал — нет. Дело в том, что у детей много уроков физического воспитания. У нас в школе гимнастика, танцы, теннис.
— А как насчёт учебников? Кто их предоставляет?
— В частных школах мы оплачиваем учебники и методические пособия, а в государственных это всё выдает государство.
— На шторы, ремонты, обои приходится «скидываться»?
— Ничего такого нет.
По крайней мере я такого не слышала. Мне известен случай о том, что русские родители хотели пристроить ребёнка в 7 классе в школу, но в связи с тем, что в Турцию хлынул поток народа, классы были переполнены. Они внесли какую-то сумму в фонд школы, чтобы их ребёнка приняли, но всё было проведено официально.
— Как обстоят дела с питанием? Что дети едят в течение дня?
— Питания в школах нет. Оно бывает в частных школах, за него платят отдельно. Но даже в нашей частной школе трёхразовое питание предоставляется только первоклассникам. Ученикам со второго класса предоставляется только обед, несмотря на то, что ребёнок в школе с 9 до 17.00.
В государственных школах дети носят с собой ланч боксы. Есть перерывы, специальные места, где можно пообедать — столики, стулья, приборы, водичка. Но системы общепита нет.
— Итак, ребёнок просыпается, берет ланч бокс и отправляется в школу…
— Если ребёнок живет близко к школе, то да — он идёт пешком, но расположение школ в Турции сильно отличается от России.
У нас в каждом микрорайоне блок многоэтажек, а посреди него школа и детский сад. Здесь школы находятся в отдалении от прибрежной курортной зоны, жилых массивов и города. Например, наша школа находится в горах. Поэтому вопрос, как добираться, очень актуальный.
Родители с машинами часто возят детей сами, но система трансфера выходит значительно дешевле.
Это специальный микроавтобус надёжной марки (например, Mersedes). В каждом примерно 25 детей. Каждый такой автобус обслуживает свой микрорайон. Их предоставляет школа. В каждом автобусе есть водитель и сопровождающий. Я отдаю ребёнка у подъезда и там же получаю обратно.
Для меня это невероятно удобно!
— И сколько стоит такая услуга?
— Это зависит от расстояния от школы до дома. Мы живем примерно в 20 километрах, дорога в один конец занимает 30 – 40 минут, за это я плачу около 4500 рублей в месяц. При этом ребёнку обеспечивают полную безопасность.
— Как дела с безопасностью обстоят, в целом?
— Перед началом учебного года на родительском собрании тоже задавали вопросы на эту тему, и нас заверили, что для безопасности всё предусмотрено. Территория любой государственной и частной школы всегда огорожена. Охрана не выпускает детей с территории.
— Могут ли дети брать с собой на занятия телефоны?
— Запрещено всё. Даже часы с игрушками. Если ребёнок принёс с собой телефон, он сдаёт его при входе в школу, там же и забирает его вечером.
— Это не вызывает беспокойства у родителей?
— Вызывает, особенно у российских мам. У нас в Казани часто были эвакуации, учебные тревоги, и у российских мам это пунктик. Что будет, если с моим ребёнком что-то случится?
Поэтому директор школы провёл беседу на тему того, что в школе всегда есть врач или фельдшер, а если случилось что-то серьёзное — ребёнка сразу везут в больницу и тут же звонят родителям.
— Есть ли в турецких школах буллинг, и как с ним борются, если есть? Учитывая обилие детей из разных стран, можно предположить, что почва есть.
— У нас в классе учатся дети из Турции, России, Казахстана, Украины, Туркмении, есть англоязычные дети. Но ни в частных, ни в государственных школах я ничего подобного не слышала.
Причина в мягкой доверительной система образования.
Я бы сказала, что детям в Турции можно всё. Они могут кричать, шуметь — особенно в начальных классах и в садике. У них просто нет возможности испытать недостаток внимания или унижение.
Конечно, они могут что-то между собой не поделить, дёрнуть за косичку, забрать ручку, но это нельзя назвать травлей.
— То есть «а голову ты дома не забыл» и «выйди из класса и зайди нормально» в турецкой школе услышать невозможно?
— Учитель не может даже повысить голос на ребёнка.
Были два случая, когда учитель жестоко обращался с детьми. Но в школах установлены камеры, и родители сразу реагируют на жалобы детей. Родители тут же пошли к директору, и учителя уволили.
В нашем классе тоже была неприятная ситуация. Учитель английского свистела на уроке в свисток, чтобы призвать к порядку. Это пугало детей. Сейчас у нас новый учитель английского.
— Есть напряжённость на фоне происходящих событий?
— Это табу.
— К слову, в свете последних событий имя турецкого президента стало громко звучать на мировой арене. Это как-то отражается на школьном образовании? С детьми ведутся аналоги наших «разговоров о важном»?
— Турки очень патриотичны. Важнее всего для них — любовь к своей стране и ислам — любовь к Всевышнему. В школе много говорят о любви к турецкому государству. Но они не акцентируют внимания на текущем президенте.
— То есть в фойе школы не висит портрет Эрдогана?
— Нет.
Детям рассказывают истории о нём, есть праздники, которые посвящены ему, его семье, его вкладу в жизнь страны. Мне кажется, это правильно — взращивать детей на примерах выдающихся личностей.
— В турецких школах есть проблемы, с которыми не сталкивались российские школьники?
— Российские родители бывают шокированы лёгкостью программы, тем, что детям можно бегать, проявлять себя. Это просто не укладывается в голове. Мне тоже сначала было непривычно, но потом расслабляешься, и становится приятно. После такого подхода вернуться в российскую образовательную систему будет тяжело.
— Что-нибудь усложняет жизнь родителям турецких школьников? Например, ночные сообщения в родительских чатах?
— Чат есть, но он не для общения. Там учитель присылает фото, чем занимались дети в течение дня. Также у школы есть мобильное приложение с расписанием, домашним заданием, уроками, фотографиями того, чем их сегодня кормили.
Между родителями тоже есть чат, в котором есть русскоговорящий представитель школы, чтобы отвечать на вопросы тех, кто не знает языка. В этих чатах никто не общается.
— Как происходит общение родителей с учителями?
— Для каждого класса отдельно в актовом зале собирают родительское собрание. В прошлом году даже был фуршет. На собрании присутствуют директор, завуч и все учителя, которые обучают класс. Каждый рассказывает о том, чем планирует заниматься в этом году, что изменилось с прошлого года. Всё очень душевно и с юмором.
— А если у родителя возник вопрос к учителю относительно своего ребёнка?
— У каждого родителя есть телефон классного руководителя. Даже если он не понимает русского языка, с помощью гугл переводчика можно задать вопросы.
Также с родителями проводят персональные ежемесячные встречи. В конкретный день и время родитель приходит в школу, чтобы обсудить успеваемость и дисциплину ребёнка. Такие встречи проходят без упрёков и назиданий, очень лояльно.
Чтобы описать насколько, расскажу историю. Перед началом года детям выдали альбомы и тетради. А дети сделали из них самолётики. Учитель очень подбирала слова, чтобы сказать родителям о том, что детям нужны новые альбомы.
— Минусы турецкого образования?
— В менталитете турок нет торопливости. Например, в нашем классе к началу учебного года недоставало парт, и месяц дети учились за обычными столами. Родители из России даже предложили купить их самостоятельно. Но инициативу не поддержали.
— Есть ли в Турции СО, как к нему относятся в обществе, почему не выбрали?
— Не слышала.
— Если говорить о жизни в Турции одним словом, какое бы это было слово?
— Спокойствие. И расслабленность.
— В российском образовании важно подготовить ученика к ОГЭ и ЕГЭ. Что важнее для турецкого образования?
— Не травмировать ребёнка в течение его получения.
— На сегодняшний день ваш ребёнок касается российской образовательной программы?
— Мы продолжаем учить русский язык и литературу. Чтобы дочь знала русскую культуру, могла писать, ясно выражать мысли и понимать русский язык.
Более подробную информацию вы можете получить, обратившись к Наталье за консультацией.
Приглашённый гость: Наталья Гурье
Брала интервью: Лаура Романовская, психотерапевт, мама сына на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн