Найти тему

Суды разбирались, может ли коллективный участник подавать заявки в закупках среди МСП и оспаривать действия заказчика (Закон № 223-ФЗ)

Для участия в закупке по Закону №223-ФЗ, проводимой только среди субъектов МСП, подал заявку коллективный участник.

Что произошло?

Заказчик оценил заявку коллективного участника в разрезе только одной компании, входящей в его состав, в связи с чем компании было присвоено лишь 4-е место.

Данная компания, как лидер коллективного участника, оспорила действия заказчика в антимонопольном органе. По ее мнению, заказчик неправомерно не дал оценку опыту и прочим показателям других компаний, подавших свои документы в составе коллективной заявки.

Контролеры рассмотрели жалобу по существу и признали наличие у компании права на обращение в УФАС. Данный вывод сделан, несмотря на то что договор простого товарищества, заключенный между компаниями, входящими в состав коллективного участника, таких полномочий не содержал. В действиях закупочной комиссии нашли нарушения.

Мнение заказчика

Заказчик не согласился с решением УФАС и обжаловал его в судебном порядке.

По его мнению, закупочная документация не содержит правил и условий участия в таких закупках нескольких лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. Частью 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ установлен исчерпывающий перечень информации и документов, которые может требовать заказчик, и в отношении коллективного участника закон оговорок не устанавливает. Следовательно, по мнению заказчика, участие коллективного участника в закупках среди субъектов МСП не предусмотрено ни законом, ни его Положением о закупке. Поэтому правовых оснований иначе оценивать коллективную заявку у заказчика не было.

Если для обычных закупок укрупнение капиталов и компетенций участников закупки путем их объединения в рамках коллективной заявки является позитивным явлением, то на закупки у субъектов МСП такое укрупнение сказывается негативно, т. к. снижает вероятность победы в закупке небольших предприятий и ИП.

Более того, полагал заказчик, компания, обжалуя решение закупочной комиссии, должна была понимать, что пересмотр итогов закупки его прав и законных интересов не восстановит: с учетом занятого ей 4-го места, при перерасчете баллов она (или коллективный участник, в составе которого она состоит) победителем не стала бы.

Что решил суд?

Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. Суду первой инстанции предстоит дать новую оценку аргументам заказчика, выяснить, направлено ли оспариваемое решение УФАС на восстановление прав и интересов компании-заявителя.

Несмотря на то, что доводы заказчика показались суду заслуживающими внимания, в части принципиальной возможности участия коллективного участника в закупках среди субъектов МСП кассация своей позиции все же не высказала.

Документ: Постановление АС Московского округа от 18.01.2023 по Делу № А40-64315/22.