В конце прошлой недели Казахстан облетела новость о том, что первый президент оказался на операционном столе. Orda.kz побеседовала с кардиохирургами и размышляет о том, зачем Назарбаеву понадобилось вновь приковать к себе внимание казахстанцев.
20 января бывшему президенту провели операцию на сердце. Как позже (на специальной пресс-конференции!) сообщил директор по хирургии Национального научного кардиохирургического центра Юрий Пя, медики провели даже «не операцию, а лечебно-диагностическую процедуру». При этом соцсети и СМИ бурно обсуждали, пестрели заголовками, и было очевидно, что это главная новость дня.
Редакция Orda.kz проконсультировалась со специалистами из Казахстана и России, чтобы узнать, какую «процедуру» могли проводить первому президенту. Со слов кардиохирурга Пя, она была плановой и длилась около 2,5 часа. При этом грудную клетку пациенту не вскрывали, состояние после процедуры у Назарбаева было хорошим, и выписка будет скорой. Подробности о диагнозе Пя не сообщил, сославшись на врачебную тайну.
«Каждый гражданин Казахстана имеет право получить помощь в рамках ОСМС. То есть процедура была бесплатной. Такая операция стоит жизни, её не измеряют деньгами», – сказал директор по хирургии Национального научного кардиохирургического центра.
При этом многим приходится ждать этой операции по несколько месяцев. Назарбаеву её провели тогда, «когда ему было удобно».
Что говорят медики
Orda.kz побеседовала с несколькими специалистами. Ольга Фёдорова, кардиолог с 23-летним стажем из Алматы, сказала что упомянутая процедура похожа на коронарографию – один из эффективных способов исследования коронарных артерий, которые снабжают кровью сердце. Судя по времени операции, было проведено и стентирование – расширение коронарной артерии при необходимости.
«Медики в Астане фактически сделали артерию или артерии шире, чем они были. То есть улучшили кровоток по коронарным артериям. Эти обследования и операция проводится при закрытой грудной клетке. Это несложная процедура, у нас эту процедуру делают во многих городах», – сказала Ольга Фёдорова.
При этом в организм пациента вводят катетер. Врач под местной анестезией делает разрез кожи 2–3 мм, затем вводит через прокол бедренной артерии катетер с баллоном. Катетер достигает места сужения, баллон раздувается и вдавливает атеросклеротическую бляшку в стенку сосуда. При этом хирург наблюдает за процессом через рентген-монитор.
«Думаю, пациенту сначала провели коронарографию, потому что Юрий Пя говорит о лечебно-диагностической процедуре. После этого одномоментно выполнили стентирование. Это укладывается в рамки по времени. После таких процедур пациент обычно проводит в стационаре 2–3 дня, и домой. Если было бы открытое кардиохирургическое вмешательство, обычно подольше держат, наблюдают. Стентирование проводится без наркоза. Хирург, конечно, всё очень хитро описал, что не до конца понятно», – рассказал Orda.kz кардиохирург Рамиль Агаев из Национального исследовательского центра имени Алмазова в Петербурге.
Процедура пользуется большой популярностью из-за минимального вмешательства в организм пациента, почти без травмирования тканей. Пациенты быстро восстанавливаются и возвращаются к нормальной жизни. Как отметил Юрий Пя о сердце Назарбаева: «Я могу в шутку сказать, что мы когда-то с ним беседовали, и я сказал, что я бы хотел полететь с ним в космос, поскольку состояние его сердца настолько было и остаётся великолепным, что мы вместе можем полететь в космос».
Такого бурного обсуждения здоровья видного политика в Казахстане на постсоветском пространстве, тем более во времена Советского Союза, припомнить сложно. Рассказываем о других громких инцидентах в СССР и постсоветском пространстве ниже.