Найти тему
Константин Каськаев

Россия, города, общество и жизнь. Часть 3. Горный Алтай.


В Горном Алтае (Республика Алтай) суммарно я прожил более 8 месяцев. Почти всё это время приходилось на летнее время в разные годы. Про этот регион у меня написан путеводитель.

Горно-Алтайск.
Горно-Алтайск.


Разные аспекты жизни в Горном Алтае:

1) Удалённость от транспортных хабов. Горный Алтай - это один из немногих регионов России, где нет железной дороги. Ближайшая ЖД станция находится в городе Бийске (Алтайский Край), до неё около 100 км от Горно-Алтайска.

Ещё лет пять назад аэропорт в Горно-Алтайске толком не работал, в Бийске аэропорт тоже закрыт уже лет 20-30, так что выходило, что ближайший крупный аэропорт к Горно-Алтайску находился в 250 км, в Барнауле. Но и из Барнаула летать дорого и чаще всего не удобно. Поэтому большинство пользовалось аэропортом в г. Новосибирске, а он уже находится в 450 км от Горно-Алтайска.

Пару лет назад ситуация изменилась и аэропорт Горно-Алтайска запустили в работу. Из Москвы в ГА стала летать, кроме прочих компаний, Победа. У неё можно было купить билеты по 5-6 тысяч рублей за 4,5 часовой перелёт. Год назад появились рейсы и из Сургута в ГА. Так что жить гостям и жителям Горного Алтая стало удобнее.

Внутри Горного Алтая с транспортом тоже беда. Железных дорог нет, значит нет и дешевых электричек. Большинство дорог в регионе грунтово-гравийные, и только Чуйский Тракт поддерживается в хорошем асфальтированном состоянии. Основной транспорт для местных - это "маршрутки", но ходят они не часто и стоят достаточно дорого. В пути между посёлками они проводят немало времени из-за извилистых горных дорог и перевалов по которым нельзя лететь под 110 км/ч (отдельные местные конечно летают и на таких скоростях, но это редкость).

Частные маршрутки - весьма потрёпаны и часто ломаются/сыпятся на ходу.

К примеру в 2017 году из Чемала в Горно-Алтайск 4 раза в день ходил микроавтобус. Билет стоил 250 рублей за 100 км в пути. За поездку туда-обратно выходило 500 рублей и это при не очень высоких местных зарплатах. При этом, если вы хотите из Чемала с утра пораньше приехать в больницу Горно-Алтайска и сдать кровь на анализ (в госбольнице принимают анализы до 8 утра), то приехать к 7 утра с помощью автобуса будет принципиально не возможно, так как расписание составлено без учёта таких случаев.

Вывод один - чтобы жить на Алтае, нужна своя машина, без неё будет крайне не удобно.

Верх-Апшуяхта. Горный Алтай.
Верх-Апшуяхта. Горный Алтай.


2) Большим и жирным плюсом жизни на Алтае является природа.

Собственно для некоторых людей этот единственный плюс может перевесить все остальные недостатки. В Горном Алтае есть масса возможностей для активного отдыха: пешие походы, конные туры, поездки на джипах по бездорожью, сплавы на каяках/катамаранах/рафтах, полёты на самолётах/вертолётах, лыжные походы, легкие треккинговые маршруты, водопады, поездки на снегоходах и пр.

3) Другой плюс Алтая - это разные климатические зоны. Благодаря высотной поясности за один день (автостопом или на своей машине) можно побывать и черневой тайге и в сосновом бору и в лиственничной тайге и в голых высокогорных степях.

Кучерлинское озеро, Горный Алтай.
Кучерлинское озеро, Горный Алтай.


4) В последние годы летом на севере Алтая стало слишком многолюдно. На узкой дороге Горно-Алтайск - Чемал длинной в 100 км собираются большие пробки из-за наплыва туристов. Так что советую избегать таких мест как Манжерок, Бирюзовая Катунь, Чемал и их окрестностей. Или проезжать их в будние дни.

5) Чемал, где в своё время я делал дважды Дом Для Всех, является бальнеологическим курортом. Проживание в тех местах благотворно влияет на органы дыхания и нервную систему, но с ежегодным летним наплывом туристов Чемал превратился клоаку, туристическое гетто.

Тропа от озера Аккем на озеро Горных Духов.
Тропа от озера Аккем на озеро Горных Духов.


5) В Горном Алтае всего один город - это столица региона Горно-Алтайск. Республика зарабатывает деньги в двух сферах: туризм и сельское хозяйство (животноводство и растениеводство). Электричество, топливо, продукты и прочее дороже чем в Новосибирске или Барнауле, так как всё привозят оттуда. Коммунальные платежи в Горно-Алтайске дороже, чем в Новосибирске или соседнем Бийске.

Население всей Республики Алтай всего 200 000 человек, из них около 70 000 живёт в Горно-Алтайске. Никаких трамваев, троллейбусов и выдающейся архитектуры в городе нет.

Аил. Летнее жилище местных алтайцев.
Аил. Летнее жилище местных алтайцев.


6) Качество медицины тоже очень сильно хромает, как и качество образования. Жители посёлков, даже самых отдалённых, за серьёзной медицинской помощью вынуждены ездить в столицу региона, где сосредоточены редкие специалисты и аппаратура. Это постоянный расход на дорогу и проживание в городе.

7) Зимой на Алтае жизнь замирает, и становится скучновато.

8) Кровососущих насекомых летом на Алтае почти нет. Это вам не Васюганские болота и не Якутия. Да, в отдельных, заболоченных, долинах могут встречаться комарики, но в малом количестве. Мошки я ни разу не видел. Клещи активны только в мае и июне. Медведей, на мой взгляд, маловато - за 12 лет поездок на Алтай я раз 5 видел следы, и 1 раз видел его в живую.

Немного устаревшая карта моих путешествий по Алтаю.
Немного устаревшая карта моих путешествий по Алтаю.



Вывод пока такой: если уж и жить в Горном Алтае, то приезжать туда на несколько месяцев с мая по октябрь (от цветения маральника и до золотой осени). Зимой тоже можно приехать, но в режиме небольшого путешествия, так как зимой приятнее находится в более южных широтах, а холодов и у нас хватает.