Вот как нередко бывает в нашей жизни – вроде решили некий вопрос, вытерли трудовой пот с чела, тема закрыта и ставим точку… А точка не ставится. Не ставится, и всё тут! Нечто подобное случилось и с нашей последней (мы ж не суеверные!) публикацией. О ваших комментариях. Вроде бы выполнили принятое на себя и объявленное urbi et orbi обязательство, но… В процессе написания один из множества оных сидел в уме занозой, не находя себе подходящего места в тексте и лишая автора чувства глубокого удовлетворения от проделанной работы. И видит Бог, рука неоднократно производила операцию Ctrl+C и Ctrl+V, вставляя его то туда, то сюда, однако внутренняя логика текста (либо настойчивый голос бесплотного куратора) настойчиво вынуждали раз за разом удалять этот фрагмент. Пока не возникло окончательное решение: этот комментарий достоин отдельного рассмотрения. Почему? О, Небо! В столь немногих словах отобразить столько общечеловеческих ценностей недоумений и заблуждений… и прийти с ними на православный канал… Это явно имеет некую мистическую составляющую, а значит – наша работа, «cosa nostra». Тем более, что поднятая тема породила в ленте цепочку вопросов-ответов, что уже свидетельствует о наличии некоторой проблемы в умах православных и не очень. С чем и предлагаем попробовать разобраться с помощью Божией и опорой на Священное Предание, и, чтобы согласно одной крылатой фразе, «мухи были отдельно, а котлеты отдельно».
Итак (с сохранением орфографии): «А вы не задумывались, в каком возрасте вас воскресят? Ведь человек за всю свою жизнь претерпевает массу изменений, и не обязательно в лучшую сторону. В молодости например был веселый, потом случилась травма или война или еще что, и в человеке произошли изменения. Или вот, например, моя бабушка. Она уже много лет болеет деменцией и уже ничего не помнит и не узнает большинство родственников. Как быть с ней?
Люси Дем, надеюсь это шутка и вы понимаете, что, скажем психика 12 летнего и 33-х летнего совсем не одинакова. А так же понимаете, что если прожил всю жизнь до старости, то ты уже далеко не тот человек, что был в 33.
Но на самом деле, скажу вам, что этот вопрос есть основная проблема теории загробной жизни. Человек - не камень, он меняется, меняется с каждым годом от разных факторов. "В чем застану, в том и сужу" - так написано. Но в чем Бог застанет мою бабушку, которая уже 10 лет живет в сильной деменции? Какая вечная жизнь будет у тех, кто с рождения живет с какими-нибудь психическими заболеваниями? Или человек, скажем, инвалид и родился без рук. Ведь это коренным образом сказывается на его психике. Вообщем, вопросов много, а ответов нет.»
Первым делом мы отделим личность комментатора от этого конкретного комментария. Сам набор тем поднятых автором, по крайней мере отражает его внимание к вопросам духовным. Что, в свою очередь, есть явный знак того, что Господь стоит на пороге этого сердца и стучит в двери. И спящая душа слышит этот стук, её сон уже нарушен, но она ещё не проснулась. (В плане физическом всем нам хорошо знакомое состояние, верно? Ну а многим христианам и в духовном.) А всё, что относится к его «вопросам без ответов» – суть лишь обрывки этого сна ума в пеленах материи. Ну, и с учётом того, что далеко не все из нас родились в православных семьях, а потому к вере многим пришлось продираться через густые тернии всяких ложных понятий, теорий и практик, подобные «сны» снились, снятся и будут сниться.
И начнём с… Господи! С чего начать – то? Начнём с того, что «вопросов много, а ответов нет». Смысл фразы синонимичен расхожему выражению «этого никто не знает». Что является ложным утверждением. Так полагать можно лишь при условии обладания полным объёмом всех человеческих знаний за все века. Тогда, быстро процедив этот океан, и не обретя искомого, мы будем в праве констатировать – да, «по данному запросу ничего не найдено». А потому, возлюбленные, даже если мы несколько потрудились в поиске ответов на какие-то вопросы и не получили искомого, это отнюдь не даёт нам оснований ставить точку, а лишь многоточие. Ибо правда заключается в том и только в том, что мы не получили удовлетворительного ответа, но не в отсутствии такового в принципе. И причина неудачных поисков, чаще всего в том, что не там или плохо искали. Нынче мы, уже не задумываясь, привычно обращаемся к «великим старцам» Гуглю и Яндексу. А те, глазом не моргнув, выдают нам то, что мы же, грешные, туда и вываливаем. Со всеми ошибками, неточностями, ожиданиями и… неправдами. Цыганки-ворожеи остались без работы. И давайте задумаемся – разве мы, христиане, пришли в Церковь не потому (в том числе), что смертельно устали от лжи вокруг и внутри нас? И разве мы не обрели искомого? Нам, людям в мире сем свойственно ошибаться и заблуждаться, и избежать этого несчастья никак невозможно. Единственное средство сократить в какой-то мере количество ошибок – святость. Чем больше у человека благодати, тем меньше заблуждений. Или как изящно эту мысль выразил архимандрит Софроний (Сахаров): «жизнь безблагодатного ума есть непрестанный переход от одного заблуждения к другому». Почему? Потому что святые ничего не говорят от себя, но только то, что возвещает им Дух Святой. И ничего не делают без молитвенного вопрошения к Отцу. Иными словами, по всякому поводу они, как малые дети молитвенно обращаются к Отцу иже на Небесех, и тот возвещает им истину. (Помните преподобного Серафима Саровского? Который в день бунта декабристов бегал и причитал «драка, драка!» – ещё задолго до всяких радио, ТВ и прочих «смей»).
Далее, «Но на самом деле, скажу вам, что этот вопрос есть основная проблема теории загробной жизни». На что мы с огромным сожалением вынуждены возразить, что «этот вопрос» не является не только основным в несуществующей «теории загробной жизни», но даже напрочь отсутствует в православном богословии как таковой. Всё учение Церкви основано на божественном откровении. То есть, нечто нам открыто свыше и от нас требуется осмысление, правильное понимание и практическое применение полученного знания. Но очень многое (если не большая часть) всё же остаётся «за кадром» – либо полностью в области умолчания, либо данное нам в виде неких намёков и иносказаний. Классический пример такого намёка – «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», который как раз и относится к будущему веку. Иными словами, Церкви от Бога дана вся полнота знаний касательно того, как попасть в Небесные обители, но знания о том, что они, собственно, собою представляют – крайне скудны. Почему так? Неужели это такая тайна таинственнейшая? Неужели Христу, нас ради воплотившемуся и на Кресте пострадавшему – именно для полного откровения, «ибо многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали», этому Солнцу Правды, всего Себя нам даровавшему – почему-то стало жалко неких знаний? Абсурд, не так ли? Так отчего же так скудны наши познания о пакибытии? Никакой тайны здесь нет. И patrum consensus уже тысячелетиями не устаёт объяснять: одна из причин умолчания – наша неспособность понять, настолько велико отличие двух миров. Другая – забота оградить нас от развлечений неактуальными знаниями, дабы мы максимально сосредоточились на главном – спасении. Опять же, прибегая к аналогиям – точно так мы ограждаем своих детей в процессе обучения от внешних отвлекающих факторов для концентрации внимания, и что мы им говорим, когда они задают вопросы, явно превышающие их меру понимания. Ещё раз, иными словами: Господь нам даровал всего Себя. А нам остаётся этот дар либо принять, либо отвергнуть. И те, кто свой выбор останавливает на Христе, по Его обетованию, в мире ином, нематериальном – будут всегда созерцать Его подобно нынешнему солнцу, с той лишь разницей, что там «ночи не будет» (Откр. 22:5). И «тогда не спросите Меня ни о чём» (Мф. 16:23), поскольку у предстоящих Истине лицом к лицу в принципе не может быть никаких вопросов и недоумений.
Итак, в «каком же возрасте»? Да, в Церкви существует довольно распространённое мнение, что все мы воскреснем в 33 года. Но это не является догматическим учением, а лишь теологуменом, высказанным на основе (скорее всего ошибочного понимания) концепции христоцентричности. Однако духовный опыт сонма святых, полученный в видениях, откровениях и созерцаниях, даёт нам массу причин усомниться в достоверности данного предположения.
Главная же ошибка человеческого ума, силящегося собственными усилиями проникнуть за пределы откровения, заключается в наивной попытке переноса здешних реалий бытия во времени и перманентной изменчивости в совершенно иные условия вечности и неизменности. Возраст – категория времени, измеряемая, в данном случае, в годах. О каком возрасте в вечности, где время отсутствует как таковое, можно вообще говорить? На сколько выглядят ангелы без макияжа, как вы себе представляете? (Если полагаете что «ангелы без макияжа» – это шутка, то таки да, но. В каждой шутке, как говорится… Что такое макияж? Коррекция внешнего вида, не более. А как выглядят ангелы? Да в том-то и проблема (для нас), что как захотят, так и выглядят – хоть ежом на колёсах и с крыльями (опять же для нас), вспомните тетраморфа из книги пророка Иезекииля. Кстати, о мире ангельском (в частности) у Вселенской Церкви есть вполне адаптированное для наших реалий, хотя и непростое для понимания неискушенных умов учение – например, одна из частей знаменитого корпуса Ареопагитик «О небесной иерархии». Признаемся – так и хочется поставить дисклеймер для духовного возраста, ну хотя бы 18+, но поскольку книга лежит в свободном доступе, то и мы не станем пытаться «быть святее папы римского». И простите нас за этот сюжетный зигзаг).
Впрочем, автор комментария это если не понимает, то чувствует и пытается перейти с возраста на нематериальные аспекты человека, как то: ум, характер, интеллект и проч., которые совершенно очевидно имеют место быть, но материально никак не определяются, то есть измерению не подлежат никоим образом. (Привет материалистам!) И тут же ну почти сам и отвечает «В чем застану, в том и сужу». То есть ответ на его неясные переживания заключается в Боге и правильном понимании Его речений. Казалось бы, ну чего проще: вводишь цитату в тот же (не к ночи будь помянут) поисковик и читаешь толкования святых или авторитетных богословов… Но вот этой малости почему-то и не хватило. А кому интересно – могут посмотреть.
Однако пытливый ум брата на этом не останавливается и вставляет сюда же людей с разного рода умственными и психическими расстройствами, в том числе и свою (вполне разделяемую нами) печаль о бабушке с деменцией. И всем нам понятно, что список этот можно продолжать до бесконечности. Тема настолько же известная, насколько старая: а спасутся ли католики, иудеи, аборигены южноамериканской сельвы и далее до бесконечности, вплоть до любимых домашних питомцев. Как-то преподобный Антоний Великий оставил свой подвиг и увлёкся подобными размышлениями о человеческих судьбах, на что услышал глас Божий: «Антоний, себе внимай!». В чём тут смысл? Всё в том же – зачем тебе это? Твоё время здесь весьма ограничено, расходуй его разумно. Ибо «какая польза человеку, если он приобретёт (то есть познает) весь мир, а душе своей повредит?». Антоний, позаботься о спасении своей души, а заботу о творении оставь Творцу. Разве сказанное Великому не относится и к нам всем? Иначе бы мы об этом не узнали.
Хотя, если уж совсем нет покоя, то невыразимо милостивый Господь может ответить соответственно мере вопрошающего, что хорошо известно всем нам по личному опыту. Например, в одной из недавних публикаций «Как вы яхту назовёте» мы рассказывали об одном из способов общения с Царём веков. Тема крайне важная, но очень сложная и для изложения, и для понимания, что подтверждается количеством дочитываний. Любое явление нашей жизни, включая болезни, есть символ неких духовных реалий. Но понимание символов – процесс длительный и непростой. (Семиотике бы следовало обучать с начальных классов школы – эх, как бы изменился наш мир!)
Ещё на данную проблематику можно посмотреть следующим образом. Когда в нашем уме возникает некая идея (этакая картина маслом) – сделать что-либо для получения определённого результата, мы начинаем совершать действия для воплощения замысла в нашей реальности, и при этом в 99% случаев сталкиваемся с ситуацией, что результат несколько отличается от задуманного. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», как говорится. Да, безусловно, ошибки начинаются у нас уже в процессе мышления, но как часто причиной недостижимости идеала является наша криворукость, обстоятельства, дефекты материала и инструментов и т.д.? И вот мы стоим в созерцании того что получилось вместо задуманного… а на самой нашей задумке это как-то отразилось? «Картина маслом» в нашей головушке от расхождения с действительностью ничуть не пострадала, не так ли? И если очень уж хочется, мы ищем ошибки и снова и снова пытаемся достичь задуманного, следуя умозрительному образу. И ещё. Предположим, достигнутый результат нас вполне устроил, мы довольны собой, но как часто случается в жизни, наше изделие утрачивается (ломается). Что мы делаем в такой ситуации? Правильно. Повторяем производственный процесс. Как это нам удаётся? Именно в силу того, что идея ничуть не пострадала. Разумеется, при этом нужно не упускать из виду бесконечное отличие нашего тварного ума от Создателя вселенной. А поскольку мы в этом мире тоже являемся своего рода идеей Творца то восстановить нечто разрушенное или повреждённое в любом виде и качестве – может ли составить проблему для Бога? «Для человеков невозможно, для Бога же всё возможно».
(Правда её воплощение – совместный труд Бога и человека. Или как выразился уже упомянутый нами архимандрит Софроний: «человек в этом мире не есть актуализация, а лишь потенция». Иными словами, родиться в человеческом теле – ещё не означает быть человеком, что нам и демонстрируется постоянно самой жизнью. Стать человеком – великий труд, о чём и предупреждает Церковь на протяжении тысячелетий. Рай нам не гарантирован, тем более – просто по факту бытия. И чтобы получить одобрение Бога за прожитую жизнь – следует сильно постараться. А иначе – какой смысл в этом квесте в настоящем далеко не лучшим из миров?).
«Человек – не камень, он меняется, меняется с каждым годом от разных факторов». В начале 115 псалма сказано: «Всяк человек ложь». Как говорится в одном из толкований, эта фраза не столько о том, что мы всё время врём, сколько о нашей изменчивости. Да, в нашем мире изменчивом мы тоже не являемся исключением. Однако дерево от семени до пня – это всё-таки одно и то же конкретное дерево на всём протяжении жизни. И человек от младенчества до старости при всех изменениях, всё же остаётся самим собой, неся в себе некую константу. И представляя себе какую-либо личность – обратите внимание, что именно, какой образ возникает в вашем уме? Сосредоточьтесь на рассмотрении этой иконы, и… «о, сколько нам открытий чудных готовит» этот опыт. И снова повторимся – это всего лишь тварный человеческий ум, о котором мы знаем гораздо меньше, чем об окружающем мире (посмотрите великолепные лекции Татьяны Черниговской), творит такие чудеса. Что же мы можем предположить о Непостижимом? Только припасть к Нему всем своим существом – умом через изучение Писания и Предания, сердцем – в таинствах, и духом – в молитве личной и храмовой.
И завершить эту попытку объять необъятное мы попробуем ответом на весьма болезненный вопрос нашего брата, а заодно и… ну кому из живущих не знакома подобная боль? «Или вот, например, моя бабушка. Она уже много лет болеет деменцией и уже ничего не помнит и не узнает большинство родственников. Как быть с ней?». Кому именно «как быть»? Богу? Но у Него нет никаких проблем и недоумений. Он прекрасно знает, что кому и для чего посылает. То же относится и к воскрешению. В созданном Им мире для Него не может быть сюрпризов. «Как быть» – нам? Терпеть, надеяться и верить. А ещё любить, насколько это в наших силах. И проявлять эту любовь в соответствии с обстоятельствами. То есть следовать учению Церкви.
Ну, и при этом помнить, что Христос – ответ на все вопросы.