Крайне странное поведение Ильи Муромца упоминается в былине о ссоре богатыря с князем Владимиром.
Выходил Илья он да на Киев-град,
И по граду Киеву стал он похаживать
И на матушки божьи церкви погуливать,
На церквах-то он кресты вси да повыломал,
Маковки он золочены все повыстрелял
В других былинах подобных чудачеств за витязем не замечено. Напротив, Илья бьётся с богомерзкими язычниками, вроде Идолища Поганого и ордынского царя Калина. Отказывается менять веру, несмотря на заманчивые предложения латинян.
Зазывают Илью Муромца,
Уговаривают витязя
Бросить русский православный закон.
За измену переметную
Все сулят сулу великую,
И почёт, и уважение,
И вельможное служение.
Говорит Илья Муромец:
«А не надо мне посулов золотых!
На вельможное служение
Не сменяю я свой русский закон!»
Кроме того, последним поступком в жизни Муромца, согласно былинам, становится постройка храма.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
...Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Как же так, Илья? Весь ты из себя такой Воин Света, праведный защитник веры русской. А тут кресты сломанные, да маковки отстреленные. Помутнение рассудка? Может отгадка будет дальше? Всё что было оторвано богатырём достаётся местным выпивохам. Муромец сам извещает их о халявном золоте.
Ай же пьяницы вы, голюшки кабацкие
Обирайте-тко вы маковки да золоченые,
То несите в кабаки, в домы питейные,
Да вы пейте-тко да вина досыта .
Мало того, что "святое" имущество повредил, так ещё и спустил его на греховные дела!
Да, можно предположить, что сочинитель решил показать близость богатыря к простому народу, в противовес князю, который окружил себя боярами. Но, согласитесь, это можно было сделать и иначе, не скатываясь в кощунство.
Одно из возможных объяснений поведению Ильи можно найти в летописях. А именно в Архангелогородской. Там рассказывается об осаде суздальским войском Новгорода в феврале 1170 года. По преданию, к стенам города подошла внушительная рать. В том числе рязанский и муромский полки. Осада продолжалась три дня. Новгородцы почти отчаялись. Но тут на крепостную стену поднялся местный архиепископ Иоанн с иконой Богородицы. Противник выпустил тучу стрел, одна из которых попала в образ.
Кара небесная не заставила себя долго ждать, утверждает летописец: нападавшие словно под действием морока начали драться между собой. Новгородцы воспользовались неразберихой, вышли из ворот и разгромили суздальцев. Многих взяли в плен и продавали дешевле чем овец.
Допускаю, что два этих события, с попаданием в икону, и с конфликтом внутри войска, могли иметь место. Но, разумеется, не были взаимосвязаны. Согласно летописи, под стены Новгорода вместе с Мстиславом пришли 72 князя с дружинами. Это, конечно, преувеличение, но несколько крупных лидеров точно было. Вероятность того, что в ходе штурма у них возникли разногласия есть.
Но при чём здесь былинный герой - спросите вы. А вот при чём! В летописи утверждается, что в икону метко попал некий князь Муромец. Известный российский этнограф Всеволод Миллер считал, что сказание об этом инциденте долго передавалось из уст в уста, пока один "находчивый" сказитель не вдохновился преданием настолько, что сочинил историю про Илью Муромца - грозу церквей. Правда в более поздних вариантах этой былины богатырь крушит маковки княжеских теремов. Сказители решили, пусть уж лучше воин будет бунтарём, чем святотатцем.
Спасибо за внимание!