Имя талантливого композитора Андрея Куличенко неизвестно широкой публики, в то время как он является знаменитостью в кругах музыкантов пишущих духовную музыку, в католических и протестантских церквях.
Благодаря Андрею Куличенко создан «Сборник церковных песнопений» равного которому еще не было на территории России. На публикацию сборника Администратор Апостолической Русской Латинской церкви Архиепископ Тадеуш Кондрусевич дал имприматур, то есть разрешение церкви на печать данного произведения.
Труд композитора, а в сборнике он выступал к тому же и как переводчик средневековых гимнов, и как поэт был замечен и высоко оценен Ватиканом.
Так Андрей был приглашен в Рим на «Летний университет польской культуры», в рамках которой должна была состояться аудиенции с самим Иоанном Павлом 2. Согласно протоколу Андрей должен был вручить книгу и получить благословение.
Итальянская сторона оплатила три с половиной недели проживания композитора в комфортабельном «Польском доме» с питанием и входящими в программу экскурсиями в Риме и посещения других городов.
Но в итоге в Рим Андрей не поехал. Причиной тому была служба в Военном оркестре Общего Войскового Командного Высшего Военного Училища им. С.М.Кирова города Петродворца, не отпустил старшина. Может, решил, что военному человеку Бог не нужен, и свидание с самим Римским Папой, получится отложить до лучших времен, хотя, скорее всего, просто побоялся, что Ватикан захочет переманить к себе талантливого композитора, и он останется в Риме. А у нас получится крупный скандал, и кое-кто из военного руководства потеряет погоны.
В итоге поехала жена Андрея. Очарованная красотами Рима, Монтекассино и Венеции Света звонила домой, пытаясь хоть как-то поднять настроение мужа, но до веселья ли было ему? Человеку заработавшему, заслужившему эту поездку, и так бездарно обобранному теперь.
Мало того, нельзя было даже уйти на это время, спрятаться у себя дома с уютненькой бутылочкой, и никого, совсем никого не видеть. Все эти три недели Андрей был вынужден репетировать и играть, создавая хорошее настроение публики.
На чужом празднике
В то время когда жена вместе с другими членами делегации принимала благословение Иоанна Павла II, Андрей играл на выпускном вечере в своем училище, и, выслушивая нагоняи от непосредственного начальства, и, наблюдая как приехавший в карете на вручение дипломов Петр ! читает свою пламенную речь, ту же, что и год, и два назад.
В самый ответственный момент выступления, конь рванул, и незадачливый «царь» вылетел из кареты, однако не мало не тушуясь, и продолжая свою речь в полете, на земле, и после вновь из своей кареты.
Речь, монарха была не плохой, но обращалась она к другим людям, на чьем празднике Андрей был вынужден играть, вместо того, чтобы присутствовать на своем.
Сборник же все равно был вручен, папе Римскому. Согласно повелению которого, он и будет теперь храниться в Ватиканской библиотеке.
Начало
Андрей родился в Ставрополе в 1963 г. С пятнадцати лет он и его друг Алексей Головченко начали посещать литературный кружок, где они читали стихи, играли и пели свою музыку. Все более чем обычно, за исключением разве что того, что кроме традиционного ознакомления с шедеврами мировой литературы, ребята открыли для себя Книгу Книг, и приобщились к таинству Евангелия. В то время за это можно было не только вылететь из школы или комсомола, но и с работы. Поэтому чтения святого писания проходило при закрытых дверях, и занавешенных окнах. Ни кому не хотелось навлечь неприятности на свои семьи и близких. Так же в тайне от всех, молодые люди окрестились.
Алексей Головченко окончил ВГИК, и написал сценарий к фильму «Ниагара», и сейчас служит протоиреем во Владимире в Кафедральном соборе.
Андрей получил образование там же в Ставрополе, окончив музыкальное училище, по классу скрипка.
Армия и саксофон
В армии попал в оркестр. Где ему тут же был отдан приказ, оставить скрипку, и в самый кратчайший срок овладеть игрой на саксофоне.
Вечером того же дня выдали саксофон и самоучитель. Весь первый час своего обучения Андрей проиграл с мундштуком перевернутым вверх тростью, против всяких законом игры, пока это не заметил дирижер. Дальше обучение пошло быстрее и за месяц он освоил сложный инструмент, да так хорошо, что когда через несколько лет, жене Андрея предложили работу в Петербурге, он поехал с ней, где за три дня без хлопот нашел себе работу саксофониста.
Мечты воплощенные и нет
Мечтал поступить в Консерваторию по классу альта к Владимиру Стопичеву. Но не получилось, не удалось приобрести хороший инструмент. Готовясь к экзаменам Куличенко жил в общаге ставя на ночь свою раскладушку под клавиатурой пианино. Андрею тогда было всего двадцать, подрабатывая, где мог, он скопил 600 рублей, непомерную для молодого человека того времени сумму, не хватало 400. И новый альт, на тот период времени так и остался мечтой.
Женился. С женой повезло, редко можно найти на столько духовно близкого человека, как его Света Майская. Отец жены знал М.С.Горбачева по бурной комсомольской молодости, когда юные ленинцы совершали так называемые комсомольские рейды в магазины и кафешки, делая контрольные закупки, и тут же проверяя вес, на ручных весах, приносимых с собою. В фильме о Горбачеве Михаил Сергеевич вспоминает этот эпизод своей жизни.
Работая с различными музыкальными коллективами, и ища новые пути и приложения своим талантам Андрей познакомился с Польским обществом, где ему было предложено сделать сборник церковных песнопений.
Паломничество в Польшу
Но начинать такую огромную и сложную работу следовало с изучения христианской католической культуры, и что более важно с полного очищения. Так Андрей и Света в 1990 г. совершили паломничество в Польшу. От Варшавы до Ченстохова девять тысяч человек (из них 2 тыс. из Росси), должны были пройти пешком девять дней. Путешествие оказалось тяжелым. Ночи в палатках и редко в монастырских гостиницах были на столько холодны, что люди обогревались кто чем, жгли спиртовые таблетки, на ночь накручивали себе на головы полотенца, или натягивали трусы, чтобы не надуло. Костры зажигать строго запрещалось. Палатки везли на машинах, и ранним промозглым утром, наскоро похватав канапки (по-нашему бутерброды), брали с собой сухой поек, воду и молитвенники. Но все равно рюкзаки были тяжелыми.
Вообще молитвы и песни на священные темы сопутствовали всю дорогу. Звучали средневековые гимны, постоянно проводились лекции. Для русской делегации такую песню написал сам Куличенко на стихи Соловьева.
Не привычные к походной жизни Андрей и Света не взяли удобной обуви, и, наверное, сошли бы с дистанции, если бы совершенно чужие им поляки, не принесли им по паре сапог.
Вообще к паломникам в Польше относятся чудесно. Нередко целый год местные жители копят деньги, чтобы затем купить продукты или просто подарить их идущим на богомолье. Ведь паломники идут замаливать грехи, а значит, помолятся и за тех, кто им помогал.
Вообще страна сразу же произвела впечатление своей религиозностью.
И еще Андрей понял, что в Католицизме в монахи уходят не для того, чтобы бежать от мира, а как раз для того, чтобы нести слова веры в мир.
Очистившись
После посещения Польши, Андрей понял, как ему следует действовать. Первый вариант сборника для молодежи, был написан через два года, после чего композитор отправился в Москву, чтобы испросить разрешения на его публикацию у архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Четыре рецензента из разных стран получили задание ознакомиться с предъявленным им сборником. Все дали самые высокие оценки. Но книга все-таки была отдана автору на доделку. Дело в том, что, по мнению архиепископа, первый сборник, должен был охватывать больше тем, нежели планировалось в начале, и представлять интерес для широкой аудитории верующих.
Таким образом, сборник вышел только в 1994 г. и туда вошли такие прославленные стихотворцы как Аверинцев, Баратынский, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Державин, Гумилев, Пастернак, Мережковский. Во множестве использовались средневековые гимны, музыку к которым писали безымянные монахи. Сочинения Баха, Михаэля Преториуса, Георга Гселя.
Сборник произвел эффект взорвавшейся бомбы. Его хвалили и беспощадно ругали. Но, что важно, за восемь лет, никто у нас не создал ничего подобного!
Сборник распространялся между регентами при храмах, причем, не смотря на существенную разницу в богослужении, протестантские, лютеранские церкви используют его музыку во время своих служб, также произведения Куличенко вошли в сборник созданный при церкви св. Михаила.
Сейчас Андрей Куличенко продолжает писать духовную музыку, активно сотрудничает с радиостанцией «Теос», благодаря его стараниям на ней звучат современные поэты. Кстати имя «Теос» в переводе в греческого Бог. Так что можно сказать, что Андрей приходил к Богу не единожды.
Он пишет песни для исполнителей. Вместе с Сергеем Киселевым, в прошлом солистом Мариинского театра оперы и балета, солиста Ленинградского Мюзикл Холла, а ныне солиста Пражского театра оперы и балета, записал альбом на стихи Евгения Раевского. В Филармонии на Думской 1 идет его мюзикл по сказке Гауфа «Маленький Мук», и планирует издание следующего сборника. Ведь в той же Польше в год выходит не менее тридцати сборников церковных песнопений.