Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (5 [17] сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния — 19 сентября 1935, Калуга) — русский и советский учёный-самоучка, разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики, мыслитель эзотерической ориентации, занимавшийся философскими проблемами освоения космоса.
В Российской империи в 1786 году родился Игнатий Фомич Циолковский — дед будущего учёного. Его младший сын, названный по-польски Макарий Эдуард Эразм, родился 31 марта 1820 года. Решением Правительствующего сената 28 мая 1834 года Эдуарду было выдано свидетельство дворянского происхождения, которое позволило поступить ему в Лесной институт. В 1841 году Эдуард Игнатьевич Циолковский окончил его в звании прапорщика второго разряда. Э. И. Циолковский служил в Вятской губернии, а с 1843 года — в Рязанской, в Пронском уезде. В деревне Долгой он познакомился с мелкопоместными дворянами татарского происхождения Юмашевыми, владевшими также бондарной и корзинной мастерской. В январе 1849 году он обвенчался с их дочерью Марией Ивановной по православному обряду. Летом того же года Эдуард Циолковский был переведён в Спасский уезд в село Ижевское, где в доме на улице Польной (ныне Циолковского) родились их дети. По воспоминаниям сына, Эдуард Игнатьевич был по натуре мрачен, холоден, сдержан, и редко проявлял чувства напоказ; впрочем однажды у них с женой была размолвка такой силы, что Циолковский-старший хотел с нею разойтись. Получив практическое образование, он не знал иностранных языков (кроме польского, и читал польские газеты), не отличался религиозностью, и не являлся польским патриотом; в доме всегда говорили по-русски. Согласно тем же воспоминаниям Константина Циолковского, его мать не дожила до сорокалетия, перенеся 13 тяжёлых беременностей. Из детей выжили семеро — две дочери и пятеро сыновей, в том числе сам Константин В периоды 1860—1868 годов и в 1878—1881 годы семейство Циолковских проживало в Рязани, занимая несколько помещений в городской усадьбе Колемина (ныне улица Вознесенская, 40). Отец служил делопроизводителем Лесной конторы, а далее преподавал естествознание в землемерных классах Рязанской гимназии; коллеги-чиновники считали его «красным» и вольнодумцем. Материальное положение было трудным. Домашним воспитанием и первоначальным образованием детей занималась мать, которую сын считал очень способной и образованной женщиной.
В 12 лет Константина отдали в Вятскую классическую гимназию. В школе он отличался живостью характера; неоднократно подвергали дисциплинарным взысканием, а из-за неуспеваемости по латинскому, греческому и немецкому языкам, был оставлен на второй год. Увлекался арифметикой, геометрией и физикой. Константин научился работать на токарном станке, задумывался о посторойке аэростата. Отец отправил его в Москву. В Москве Константин на 10 рублей в месяц. Он питался водой и хлебом, а большая часть денег тратилась на книги. Отец готовил сына к поступлению в Московское техническое училище. В 1876 году Константин вернулся в Вятки. При помощи отца устроился репетитером по алгебре и геометрии. Стал снимать лабораторию. В 1878 году вернулся в Рязань. Он сдал экстерном экзамен на звание учителя народных училищ. В 1880 г. пришло извещение о назначение Циолковского учителем арифметики и геометрии в Боровское городское училище.
20 августа 1880 года Константин Циолковский женился на дочери своего квартирного хозяина — 23-летней Варваре Соколовой. Венчание прошло в селе Роща в четырёх вёрстах от города; поручителями выступили учитель истории И. Чистяков и Н. Толмачёв (учитель епархиального училища), а также священник Евграф Соколов и его сын — семинарист Иван. В тот же день Циолковский купил у купца Воропянникова и привёз домой токарный станок. В предсмертных мемуарах он так описывал свой брак:
Я женился <…> без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть. Будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась. Такая подруга не могла истощить и мои силы: во-первых, не привлекала меня, во-вторых, и сама была равнодушна и бесстрастна. У меня был врождённый аскетизм, и я ему всячески помогал. С женой мы всегда и всю жизнь спали в отдельных комнатах, иногда и через сени. <…> До брака и после него я не знал ни одной женщины, кроме жены. Мне совестно интимничать, но не могу же я лгать. Говорю про дурное и хорошее. Браку я придавал только практическое значение
У Константина Эдуардовича и Варвары Евграфовны было семь детей: старшая дочь Любовь (1881—1957), четверо сыновей подряд — Игнатий (1883, покончил с собой в 1902 году), Александр (1885—1923, также покончивший с собой), Иван (1888—1919). Уже в Калуге появились на свет младший сын Леонтий (1892, на следующий год умер от коклюша), и ещё две младших дочери — Мария (1894—1964) и Анна (1897—1922). В автобиографии сказано: «от таких браков дети не бывают здоровы, удачны и радостны»
Циолковский опубликовал 148 работ. В архиве сохранилось более 600 рукописей. В период 1917-1935 Циолковский опубликовал трудов в 4 раза больше, чем за всю предшествующую жизнь. В записи математических формул Циолковский вставлял русские буквы. А для обозначения математических величин вставлял сокращение слов, сокращение составляли 2-3 русских букв (длина пути – ДП; а относительная тяжесть – ТО). При издании сочинений научным редактором приходилось приводить его формулы к общепринятому оформлению.
Констанитин Эдуардович был одним из первых педагогов, понявших важную роль технических средств обучения. В училище он оборудовал физический кабинет, где проводил опыты по физике и химии сверх программы. Рекомендовал технические средства для обучения инностранным языкам: “Для усвоения выговора следует послушать граммофон с иностранными речами”, – говорил он.
Циолковский провёл исследовательскую работу по проблемам ракетно-космической технике. Дал анализ влияния атмосферы на управление тягой ракеты. В работах по авиации и воздухоплаванию развивал идеи по конструированию дирижаблей и аэродинамике летательных аппаратов.
Константин Эдуардович увлекался и философскими исканиями, развивая так называемое учение монизма, признающего единое начало при всем разнообразии объектов, единство мира. Он сформировал гипотезу о двух мыслимых направлениях развития космических цивилизаций – объектотехнологическом и субъектотехнологическом и обосновал идею их совмещения, как третьего, наиболее вероятного
Одним из направлений исследовательской деятельности учёного были идеи, посвящённые вопросам происхождения жизни, становлению и развитию всего живого от простейших до человека. В своих трудах он доказал, что на всех ступенях развития организмов существует зависимость возникновения движений, их форм и механизмов от условий существования и, в первую очередь, от действия сил гравитиции
Циолковский принадлежит к тем выдающимся личностям, научное и культурное значение которых растёт с годами. Научный взрыв прошлого столетия много сделал для понимания тех знаний, которые были принесены Циолковским. Он первый зажёг огонь действительных космических знаний, огонь, который даст человеку через несколько десятков лет возможность, преодолев земное притяжение, на ракете, разработанной им, вырваться за пределы земной атмосферы
В молодости он увлекался Шекспиром, Тургеневым, но в старости он не мог их читать. Циолковский любил читать: Чехова, стихи и поэмы Некрасова, басни Крылова. В статье “Гений среди людей” Циолковский цитировал и упоминал Г. Гейне, Мюссе, Жорж Санд, По, Гёте, Лермонтова, Гоголя, Успенского, Тургенева, Куприна, Чехова, Пушкина.
После 1930-х годов в СССР вокруг Циолковкого возник своеобразный миф о гениальном учёном-универсале. Мощным стимулом для изучения достижений Циолковского стало начало космической эры, которое совпало с его столетием. Циолковскому установлены памятники в Калуге и Москве, существует его дом-музей в Калуге, есть музеи и в других городах. В 1954 году была учреждена Медаль им. Циолковского. В 1961 году в честь учёного назван кратер на луне, а в 2015 году – город при строящемся космодроме “Восточный”.