Найти тему
Иерей Георгий Максимов

В чем корень веры и неверия?

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как два слепых человека следовали за Христом, взывая: «Помилуй нас, Сын Давидов!» Этими словами «Сын Давидов» они выражали свою веру в Него как в Мессию, то есть Христа, поскольку было известно, что Мессия будет из рода царя Давида. Но Господь не спешит исполнять их просьбу. Он идет в определенный дом, слепые терпеливо следуют за Ним, и уже в доме, куда их пригласили, очевидно, по воле Иисуса, Он спрашивает: «Верите ли вы в то, что Я могу сделать это?» При этом Христос даже не уточняет, о чём идет речь, Он показывает, что уже знает, чего слепые хотят у Него попросить. Они отвечают: да, верим. И тогда Он говорит: «по вере вашей да будет вам», и они прозревают.

Этот рассказ много говорит о самой вере. Святой Иларий Пиктавийский объясняет, что Господь Иисус Христос задал им этот вопрос, чтобы показать, во-первых, что вера предшествует чуду, а не наоборот. Не так, как некоторые считают: если бы я увидел чудо, то поверил бы. Именно тогда, когда поверишь, тогда и увидишь. А во-вторых Господь показывает, что через свою веру сами слепые являются соучастниками их собственного исцеления. Возможно, вы слышали слова о том, что вера есть дар Божий. Некоторые, не понимая этого, говорят: но тогда получается, если кто-то не верит – значит, Господь не дает ему верить.

Нет. Совершенная вера есть дар Бога человеку, но начальная вера – это дар от человека Богу, она проистекает из самого человека. Вот, к примеру, кто-то рассказывает нам некую историю, и мы решаем: верить ей или нет. Так же мы решаем и в отношении более значимых вещей. Вера есть выражение нашей воли. Мы верим тому, кому мы хотим, кому мы решили верить. И эти слепцы, решив поверить Христу, сделали возможным для себя получить великий дар исцеления.

Как говорит святитель Феофан Затворник, вера – это приёмник благодати Божией в самом человеке. Насколько мы имеем веру Богу, настолько мы впускаем Господа в нашу жизнь и даём Ему действовать, исцелять и изменять нас.

Итак, этот дар начальной веры от двух слепцов Господь принял и вознаградил. Но при этом Он запрещает им рассказывать об исцелении. Они же, как сказано, «пошли и прославили Иисуса» во всей той местности.

Почему Господь Иисус Христос не позволял им рассказывать? Святые отцы говорят, что, во-первых, чтобы дать нам пример смирения, научить не искать славы от людей. Во-вторых, для того, чтобы не умалилось дело апостольское. Проповедь чудес Христовых уготована была апостолам, и чтобы исцеленные слепцы не восхитили эту участь апостолов, Господь их ограничил Своим повелением.

Но те не удержались, рассказали, – да и как тут можно удержаться? Представьте, что вы были слепы на протяжении многих лет, и вот вас исцелил Иисус. Вы возвращаетесь домой к своим родственникам, друзьям, и они видят, что вы теперь зрячий. Конечно же, они налетят с расспросами: «Как это случилось?» Неужели вы скажете: «Давай не будем об этом, лучше о чем-нибудь другом поговорим»? Тут любой расскажет, и они рассказали. Но при этом святые отцы говорят, что эти двое не согрешили. Хотя строго говоря, они ослушались, но это было дело не преслушания, а выражения их благодарности Христу. И евангелист их не порицает, но пишет, что они «прославили Иисуса».

Святой Григорий Палама говорит, что при этом исцеленые не то чтобы совсем ослушались Господа. Если бы не эти слова Христа, они бы весь мир захотели обойти с проповедью о Нём. Но услышав вот эти слова (а сказано, что Он строго им наказал), они ограничились лишь одной своей местностью, в которой жили. Только там они рассказали и прославили Господа, где умолчать уже никак нельзя было, когда все спрашивают: «Как ты прозрел?».

Далее в этом же отрывке апостол Матфей повествует о том, что Господь исцелил ещё одного человека – бесноватого немого. И когда тот заговорил, все люди удивлялись и радовались – простые люди. А фарисеи не удивлялись и не радовались, но говорили, что Иисус творит Свои чудеса силою князя бесовского. Как в начале сегодняшнего отрывка у двух слепых мы видели проявление веры человеческой, так у этих фарисеев и книжников мы видим проявление человеческого неверия. И точно так же, как вера есть акт воли, так и неверие тоже есть акт воли. Человек не верит тому, чему не хочет верить, и кому он не хочет верить. Они не хотели верить Иисусу. И тут даже явные чудеса не помогут. Ибо не вера от чудес, а чудеса от веры. Вот, фарисеи видели явные чудеса и не могли отрицать, что это чудеса, но всё равно перетолковали их в том смысле, что чудеса эти якобы не от Бога. Их неверие было следствием их злой воли. Как Сам Господь Иисус Христос объяснил, что «суд же состоит в том, что свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Если поверить в Бога, то придется отказаться от очень многого в своей жизни – от всего того, что не соответствует воле Божией. Многие не хотят отказываться, и они будут защищать свой грех любой ценой, даже ценой явного противления Богу и чудесам Божиим.

Видя всё это, постараемся и мы в себе воспитывать веру, каждый раз решая: я верю Господу и волевым усилием отмахивая ворох сомнений, который находит порою. Это во-первых, а во-вторых мы укрепляемся в вере тогда, когда поступаем по вере. Вот ситуация, в которой по человеческому рассуждению правильнее сделать так, а по заповеди нужно сделать иначе. Каждый раз, когда мы выбираем поступить по заповеди Божией, мы взращиваем в себе веру.

Не стоит недооценивать волевое усилие. На самом деле мы очень мало что можем принести в дар Богу. Всё, что у нас есть, - получено от Него, поэтому мы не можем сказать, что обогатили Бога, совершив пожертвование, например. И наши силы, и здоровье и возможность сделать добрые дела – все от Бога, за исключением нашей веры и нашей любви. Это наши чистые дары Господу. Пусть они такими и остаются и преумножаются во славу Его.