Если вы хотите построить успешный модный бизнес, придётся учитывать десятки нюансов, и сезонность как раз один из них.
Чтобы попасть в сезон, бренду нужно уметь вовремя отшивать коллекции и выводить их в продажу. Опоздание на несколько недель может быть критичным, и вы рискуете продать гораздо меньше, чем планировали. Люди купят у конкурентов в самое горячее время, а позднее ваши товары будут уже не нужны.
Так появляются залежи товарных остатков на складах, недополучение прибыли в таблицах с анализом продаж и непонимание в глазах: что я делаю неправильно?
Сезонность — это не лотерея. Нужно просто понимать, когда и что продаётся. Например, сейчас уже должна быть в разгаре подготовка весенне-летней коллекции. Давайте пройдёмся по основным срокам.
К середине февраля вы начинаете распродавать зимнюю коллекцию.
Параллельно заканчиваете производство первой капсулы из весенней коллекции.
Делить коллекцию на капсулы — самый разумный подход. Для каждой капсулы нужно определить время выпуска в продажу и отшивать не все сразу, а поочерёдно. И так же по очереди поставлять их в магазины.
Так вы сможете рационально распределить бюджет на производство коллекции, а не вкладывать одномоментно все деньги. Кроме того, вещи, которые пока нельзя продать, не будут занимать место на складах.
На этом этапе вы уже понимаете, что шить, образцы изготовлены и протестированы, в них внесены правки. Сама капсула уже в работе, её производство близится к завершению. В идеале всё отшито за пару недель до старта продаж.
Это значит, что разработка коллекции — её идея, составление мудборда, создание и отбор эскизов — должна происходить в конце предыдущего года.
В середине-конце февраля вы выпускаете в продажу первую капсулу весенней коллекции.
Сначала это изделия для ранней весны. Зимнее носить уже не хочется, но на улице ещё холодно — поэтому ткани достаточно плотные на этом этапе.
К апрелю погода разительно меняется, становится гораздо теплее.
В конце марта начинайте продавать капсулу из более лёгких тканей.
Здесь уже ярче заиграют тренды года — например, в 2023 году это вырезы, прозрачные ткани, кроп-топы. Расцветки могут быть более освежающими по сравнению с ранней весной и тем более зимой.
В мае стартует сезон отпусков
И к нему надо быть максимально готовым уже с совсем лёгкими летними вещами из хлопка, льна, вискозы.
Не забудьте про длинные майские выходные: лучше запустить продажи части летней одежды до их начала.
Если вы планируете выпускать купальники, они должны быть в продаже к марту-апрелю.
Учитывайте нюансы ниши: стоит тщательно проработать посадку, всё протестировать, особенно если модель новая.
В феврале уже нужно отшивать коллекцию купальников и можно даже понемногу начинать тестировать спрос. Пик продаж в этой нише начинается в мае и длится до середины июня.
Как не запутаться в сроках и ничего не забыть? Отличный инструмент — ассортиментная матрица.
Матрица составляется на один сезон. В ней вы полностью прописываете состав коллекции и каждой капсулы в отдельности, график производства капсул, график продаж, распродаж и других маркетинговых активностей. После этого уже можно приступать к разработке моделей одежды с конструктором, пошиву коллекции, продвижению и продажам.
Создание ассортиментной матрицы — не единственный этап перед производством и продажами. Есть ещё ряд правил, которые помогут не опоздать с коллекцией к началу сезона. Используйте их, и вам не придётся догонять конкурентов — вы будете первыми, у кого купит аудитория.
Подробнее о правилах создания коллекции рассказываем на бесплатном мастер-классе по запуску бренда одежды с нуля. Приходите, чтобы узнать:
- как построить успешный fashion-бизнес в 2023 году;
- какие навыки нужны предпринимателю;
- как правильно рассчитать сроки и бюджет производства коллекции;
- что нужно для привлечения покупателей и масштабирования бизнеса.
Знаниями и опытом поделится Анна Куц, основатель Школы Модного Бизнеса и владелица бренда спортивной одежды, который на рынке уже 4 года и всё это время только растёт.