Найти тему

«Русский человек без православия бес»

В последнее время я увлеклась историей праздников. Читаю о них в Интернете. Интересно!

Оказывается, есть такие дни в году, когда отмечается до тридцати важных дат. Например, в первый день ноября – целых 26 праздников: от Дня судебных приставов до Дня памяти Преподобного Иоанна Рыльского. Удивительно! А днём раньше, 31 октября, сколько, интересно, праздников? Меньше – 25. Среди них День памяти апостола и евангелиста Луки, День сурдопереводчика и… Хеллоуин. Я не сразу поверила собственным глазам: почему такой неоднозначный «праздник» внесён в список официально отмечаемых в России дат? В надежде, что это случайность или ошибка, захожу на другой «календарный» сайт – там Хеллоуин в перечне знаменательных дат 31 октября стоит… на первом(!) месте. Как говорится, это уже тенденция…

О каждом празднике в календаре есть небольшая справка: его история, особенности, традиции. О Хеллоуине же целая развёрнутая информация имеется, причём опять неоднозначная: «В настоящее время интерес к нему у молодого поколения явно растёт. Однако представители духовенства и поборники национальных традиций резко осуждают празднование Хеллоуина в нашей стране». «Если «резко осуждают», – подумала я, – значит, есть за что». А правда, за что? И тут обнаружилось, что о Хеллоуине я знаю очень мало. Как же так? Весь мир празднует, а у меня даже представления о нём самые скудные! На уровне символов. Ну тыква, с фонарём горящим внутри. Не страшно же! Ну ведьмы, колдуны. Вампиры, с кровавой каплей у рта. Жутковато! А ещё ожившие мертвецы, с лицами цвета тлена. Ужасно! Страшно!.. Но ведь таких «страшилок» и у Гоголя с Булгаковым полно. Только их-то никто «резко» не осуждал. Скорее, их даже жалели: уж очень натерпелись они, эти два великих мистических писателя, от нечистой силы за то, что «горьким словом своим» над ней посмеялись. Они в своё время всего лишь посмели писать о чертях – вурдалаках, сатане и бесах. А мы же взялись нечистой силе поклоняться! Хороши наследнички, переодетые, говоря словами священнослужителя Андрея Ткачёва, «в трупиков» и пришедшие на праздник, чтобы «над смертью посмеяться»! Будто ни у кого из нас не умирали дорогие сердцу люди и не плачем мы по ним до сих пор горькими слезами! Будто сами смерти не боимся!

Что же нам делать? Для начала хотя бы… познакомиться с врагом, имя которому – Хеллоуин. Благо информации о нём сколько хочешь! Оказывается, «этот современный международный» праздник восходит к традициям древних кельтов: в свой далёкий, дохристианский период трудяги-кельты ритуально благодарили матушку-землю за богатый урожай. Эх, разве думали они, что их милый, добрый обычай через несколько веков каким-то дьявольским образом мимикрирует в нечто иное, мерзкое и кровожадное? А белоснежную, целомудренную одежду земледельцев сменит чёрное, мрачное облачение ведьм, колдунов, упырей и прочих гоблинов? Такова история появления, точнее, перевоплощения праздника Хеллоуин, отмечаемого 31 октября, накануне западного христианского праздника – Дня всех Святых. Кстати, этот факт для многих оппонентов служит оправданием Хеллоуина: сначала, мол, смерть, а потом – жизнь, радость, святость. А веселимся накануне потому, что аллегорически заявляем: «Эй, смерть, где твоё жало?» Ещё ссылку на Библию, если надо, сделаем!

Так-то оно так! Но опасность участия в «празднике смерти» молодых – особенно! – людей заключается в другом. Это всё-таки не безобидный новогодний карнавал, после которого ребёнок сбросил маску Серого Волка или даже Кощея Бессмертного – и опять стал прежним Колей или Васей. Весёлым, Озорным, Незагруженным! Не помеченным чёрным, дьявольским клеймом. К сожалению, есть много свидетельств, как молодые люди, от души порезвившиеся на Хеллоуине, получают серьёзную травму, напоминающую душевный ожог. А ожоги, как известно, долго и мучительно лечатся. Иные же из них так и не заживают…

Так, может, нашим детям лучше не рисковать и просто избегать контактов со всякого рода заразными фантомами? Или кто-то не согласен со мной? Или детям так идёт маска танцующего черепа и вихляющего задом скелета? Но ведь все эти символы смерти у человека, повторюсь, здравомыслящего обычно вызывают болезненные, мучительные воспоминания о невосполнимых потерях.

«Надо что-то противопоставить смерти», – считает писатель Евгений Водолазкин. Однако даже он, автор «Лавра», романа о врачующей, «сверхзаконной» святости, не знает, что предложить. Может, робкую, не совсем уместную улыбку на заплаканном от горя лице вдовы? «Это всё-таки мужество!» – оправдывает её Евгений Германович. Но главное, в чём уверен писатель, в том, что надо «к смерти относиться уважительно».

А тут – танцуют! На святынях, на не заживающих от потерь сердечных ранах! Ах, вы говорите, я утрирую? Позволю напомнить: я обращаюсь к людям здравомыслящим! Или кому-то нравятся танцы с привкусом… горя? Нет? Мне тоже они отвратительны... Поищу-ка я лучше что-нибудь приятное о Хеллоуине, раз уж это якобы праздник! А вот, кстати, и подходящий веб-портал! Здесь предлагаются гармонирующие с духом «праздника» аксессуары и одежда. Давайте полистаем этот прейскурант. Что здесь можно купить? Всё! Например, маски в пол-лица с обнажённой челюстью. А ещё – маску унисекс с рисунком чёрта, дракона, монстра, ведьмы, богов(?)… Можно – брошь в виде белого призрака или… пиратский нож. А он-то зачем?

Всё, дальше читать не стану! Ощущение, будто находишься в магазине ритуальных услуг. Даже, пожалуй, страшнее, потому что не предполагается никакая «приятность» и тем более благоговейность.

Вообще, я заметила: в том, что связано с нечистью, нет мелочей. Мне даже не надо было ничего нагнетать хотя бы одной гиперболкой. Всё и так доведено до гротеска. А мы, как всегда, ничего не замечаем! Нас же не касается! Да не дай Бог, чтобы коснулось! Поэтому прочь иллюзии! Слишком дорого может стоить нам снисходительное отношение к желанию детей «чуть-чуть» оторваться на Хеллоуине! Это как чертополох, от которого почти невозможно избавиться, если он незаметно проникнет на огород. Специалисты-агрономы бескомпромиссны: чертополох, как вредную траву, нужно вырывать только с корнем! А что делать, если в душе ребёнка проросли вредные привычки и соблазны? В душу же не полезешь с лопатой!..

Мне вспомнился сейчас актёр Пётр Мамонов. Его порой осаждали такие трудные вопросы! И он всегда находил на них ответы. Лишь однажды не смог. Когда в очередной раз увидел согнувшихся над своими телефонами подростков, среди них, кажется, был и его внук. Ребята, как всегда, никого вокруг не замечая, фанатично играли в иностранные (судя по звукам) «стрелялки». (Как же прав был сатирик Михаил Задорнов, двадцать лет назад совсем не ради смеха предупредивший, что «сначала они оцифруют» нашу молодёжь, а потом под себя «согнут»). Первым желанием Петра Мамонова было, конечно, отобрать у «шутеров» гаджеты «проклятые», чтобы дети распрямили, наконец, свои спины… Но Пётр Мамонов, сам проживший бурную молодость, а в 45 лет ставший горячим поклонником святого Исаака Сирина, так много сказавшего о покаянии, остановился, укротил свой гнев, опустил взор и прошёл мимо подростков, не замеченный ими. «Ну запрещу я им так проводить время. Ну отберу телефоны. А что дам взамен? Ничего! Ничего я им дать не могу!» – таков был беспристрастный приговор самому себе интересного, глубокого, незаурядного человека, вдобавок так талантливо сыгравшего главную роль в проповедническом фильме «Остров». И Пётр Мамонов просто искренне пожалел ребят, которым так и не смог помочь. «Бедные, – сказал, – несчастные, брошенные дети!» Получается, брошенные нами, вечно занятыми взрослыми. Да, в результате нашей такой удобной отстранённости, невозмутимости и непросвещённости детей у нас незаметно похитили. Уловили, «скрафтили»! И сделали это не бездушные «игрушки с выходом во Всемирную паутину». Нами же купленные детям! Кому-то другому очень надо было, чтобы мы, родители, капитулировали и сами, своими руками «навечно» приковали детский взгляд к экрану их телефонов! Кто - они? Это, конечно, не маги, не колдуны, не коучи, не аватары. Это те, кто из собственных, всегда корыстных целей навязывает нашим детям всё более и более сомнительные, даже изощрённые культы поклонения. «Имя им – легион». А мы не просто стоим рядом, а участвуем в этих опасных «жертвоприношениях». Например, когда отпускаем своих немного повзрослевших сына или дочь позабавиться на Хеллоуине. «Ну, чтоб не измучилось дитя…».

А может, вместо этого (раз уж разучились откровенно, по душам, говорить с собственными детьми?) надо просто сбросить на их «страничку» однозначное предупреждение священнослужителя Андрея Ткачёва. Вот оно: «Идёте попьянствовать в этих чертячьих мордах? Вот с вас Господь потом спросит! Эти же морды потом к вам и явятся!.. Поэтому не балуйтесь со смертью! Она – очень серьёзная дама!.. Ну и соответственно относитесь к этому якобы празднику!»

Мне нечего добавить. Разве что чуть перефразировать известные слова наблюдательного Фёдора Михайловича Достоевского: «Русский человек без православия бес»…

Антиутопия – изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с негативными общественными идеалами

Автор: Валентина Семёнова

Фото: Из открытых Интернет-источников