Пляж за «камнем» — излюбленное место горожан для отдыха в палатках. Теперь о нем узнают и туристы. Многодетная северянка из Приуральского района переехала в Салехард и с нуля собрала чум. Границу между двух цивилизаций она прочертила по живописному берегу Оби. Здесь до города рукой подать, а кажется, что он в тысячах километров.
Впервые Валентина Михневич о новом деле задумалась три года назад. Но только в 2022 году решилась воплотить мечту в жизнь.
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
Мечта давняя — рассказывать о культуре моего народа. Семья меня поддержала в моем желании. Особенно рада мама, потому что сама раньше кочевала и многое может рассказать о традициях народа ханты. Она и проводит обряд очищения для гостей.
Валентина Михневичхозяйка чума
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
К выбору площадки для установки мобильного жилища северных народов женщина подошла как практичная хозяйка. Приехать в гости можно на автобусе, который ходит из Салехарда до переправы. Недолгая прогулка вдоль берега — как подготовка к переходу в мир, где не слышен бешеный ритм города. А еще через 500 метров вверх по холму и сердце успокаивается.
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
Кстати, встречают гостей на легендарном «Буране». Это именно та техника, которую часто выбирают для передвижения кочевники. Снегоход простой, надежный, и запчасти всегда можно подобрать или подогнать. Поездка в санях — тоже часть погружения. На кочках «вышибает» все волнения и тревоги. К счастью, длится она ровно столько, чтобы не забыть главное — это не испытание, а всего лишь путь.
Такие «дома» пользуются спросом у туристов. Да и местные не прочь заглянуть в гости. Поставить чум — дело не из дешевых, но смельчакам помощь всегда приходит. Валентине финансовую поддержку предложила окружная соцзащита. По социальному контракту Валентина Михневич получила 350 000 рублей — хорошее подспорье.
Нюки только стоят 350 000 рублей. Это готовые я взяла. Еще шесты. Один стоит полторы тысячи, у меня их 45 штук. Многое делали сами, чтобы дешевле получилось. Например, полы муж сделал. Нам предлагали за 30 000 три доски. Подумала, что куплю лучше два куба досок. Поэтому мне весь пол обошелся в 30 000 рублей вместе с краской. Если бы покупали, то около 80 000 рублей вышло бы.
Валентина Михневичхозяйка чума
Обустроить чум — хлопотно. Многое хозяйка Валентина сделала своими руками, как и принято в кочевых семьях. Сшила брезентовые «обои» для чума и занавески, которые ночью отделяют спальные места от основной части. Кстати, в таком жилище все продумано до мелочей. Например, эти занавески днем не сдвигают в сторону, а крепят к «стенам». Так они смотрятся как ковер и не мешают.
Рулон брезента обошелся почти в 20 000 рублей. Из 100 метров получилось две покрышки, или внутренних нюка. Если бы покупала готовыми, выложили бы все 50. Экономия — 30 000 рублей. Всего на открытие чума семья Михневич потратила 800 000 рублей, а могло бы выйти дороже.
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
А вот на чем хозяйка не экономила, так это на посуде. Ее специально покупали для встречи гостей, чтобы было красиво, как в ресторане. Варианты меню спланированы исходя из времени, которое гости намерены провести в чуме. Строганина из мяса и рыбы, уха — коронные блюда. Изысканный вкус тундровых деликатесов оценила гостья из Ноябрьска. На Севере Татьяна Савельева 25 лет, а в чуме была впервые.
Очень интересная поездка. Рада, что прикоснулась к культуре коренных народов Севера. Много тонкостей узнала о быте кочевников. Оказывается, в чуме, если больше не хочешь чаю, чашку переворачивают. Дома попробую ввести такую традицию.
Татьяна Савельеважительница Ноябрьска
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
Уединение в тундровом жилище стоит примерно как остановка в отеле. День — 2500 рублей с человека. Питание в счет не входит. Ночь в чуме, с ужином и утренним чаепитием, — 5000 рублей. Именно в это время суток, наверное, и происходит полное погружение в быт кочевников. Одна из особенностей чумовой жизни — ночью печь не топят. Чтобы было тепло, спят под специальными ягушками. С гостями договариваются «на берегу»: если боятся замерзнуть, можно привезти с собой спальники. Хозяева, по желанию, ночуют с гостями.
Чтобы развивать чумовое хозяйство, семье Михневич нужно в месяц зарабатывать от 300 000. В этой сумме — и расходы на содержание чума, и закупка продуктов, и свои зарплаты. Для его обслуживания требуется шесть человек, в том числе для встречи на снегоходе, проведения обряда очищения на въезде в «усадьбу» и дальнейшего сопровождения.
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
Следом за сестрой рядом с гостевым чумом Валентины свой поставила Римма Тоболько. Так что людей пока хватает. Но в планах у хозяйки поставить еще один — детский. Здесь будут занимать маленьких посетителей. Возможно, понадобятся дополнительные руки. Сейчас Валентина изучает предложения в сфере АПК. Может сбыться еще одна ее мечта — авки на подворье.