Доминиканская национальная военная авиация (El Arma de Aviaciоn del Ejеrcito Nacional) берет своё начало в 1930 году. За первые 13 лет своего существования служба эксплуатировала около 15 различных типов самолетов. Среди которых достойны упоминания, пожалуй что бипланы Vought O2U Corsair, гидросамолеты Bellanca CH-300 Pacemaker и экзотические Curtiss Wright 19R. Военными их можно было назвать с натяжкой, поскольку полеты были ограниченными, а летчиков катастрофически не хватало.
Только в 1943 году военная авиация республики начала расширяться. В конце этого же года по программе ленд-лиза были получены первые американские лёгкие учебные самолёты North American T-6 Texan (далее буду величать Техасец). Было их всего три машины, все в модификации 6С, которым присвоили номера 6, 7 и 8 (в ВВС США 42-48962, 42-48963 и 42-48964 соответственно). Вскоре после этого еще три Техасца, но уже в модификации D, прибыли в Доминикану. Это были номера 13, 14 и 15 (в ВВС США 42-44487, 42-44488 и 42-44489 соответственно). Согласно фотографиям и отчетов военно-воздушного атташе США того времени, только шесть из них были оснащены двумя установленными в носу пулеметами Браунинг М1919.
Менее чем через год произошла первая потеря. Самолет с номером 13 потерпел крушение во время полета над юго-восточным побережьем страны. Еще через два года самолет с номером 8 лейтенанта Альфредо Форталеза и сержанта Рафаэля Суазо потерпел крушение на авиабазе Эндрюс.
После окончания Второй мировой войны доминиканский диктатор генералиссимус Рафаэль Трухильо понимал, что в мире появился избыток военной техники, и решил под эту тему укрепить свои вооруженные силы. Особое внимание он уделил воздушной армии, которая к тому времени была переименована в "Compañía de Aviación" видимо, "Авиационная компания". И в августе 1947 году в Доминикану прибыли четыре самолета Texan в более поздней модификации, чем имеющиеся.
ФБР позже выяснит, что самолеты были приобретены при сомнительных обстоятельствах от гражданских продавцов и незаконно вывезены с территории США. Но в любом случае Техасцы стали основой военной авиации вплоть до 1948 года, когда были приобретены истребители Lockheed P-38 Lightning, North American P-51 Mustang, Bristol Beaufighter и De Havilland Mosquito F.B. Mk 6.
С прибытием истребителей стало очевидно, что для них срочно нужны обученные экипажи. Для этих целей были наняты бразильцы - ветераны Второй мировой войны, которые стали инструкторами первого поколения доминиканских летчиков-истребителей. Правительство приобрело еще 12 штурмовиков AT-6C через некую американскую компанию Charles Babb из Нью-Йорка, которые поставили в период с декабря 1948 по январь 1949 годов.
С прибытием пополнения Авиационная компания будет реорганизована в Доминиканский военный авиационный корпус. Так же введут новую систему спецификации для всего парка самолетов, которая теперь будет состоять из четырех цифр. Для АТ-6 номера начинались на 13, начиная с 1300 включительно.
Эскадрилья Техасцев, насчитывающая к этому времени 17 машин, была дополнена еще одним North American A-27, который был приобретен в декабре 1949 года. Эта экзотическая птица, отличающаяся наличием трехлопастного винта и более мощным двигателем, чем у однотипных AT-6, оставалась на вооружении до аварии в феврале 1952 года, которая сделала самолет непригодным для полетов.
А-27, по сути, является штурмовой версией T-6 Texan и до 1940 года назывался NA. Интересна история этого малосерийного самолета. Прототип, который носил название NA-44, приобрела Канада. 13 штурмовиков модели NA-72 купила Бразилия, где они служили до середины 1950-х годов. В начале Второй мировой войны десять самолетов заказал Таиланд, но баржи с грузом проплыли мимо и выгрузились на Филиппинах. В октябре 1940 года они были переданы в ВВС США, по официальной версии, чтобы не попасть в руки японцев.
В соответствии с американской системой обозначения их переименовали в A-27 (А - Attack). Приписали к аэродрому Николс-Филд на Филиппинах и использовали в качестве учебных. Сообщается, что все A-27 были уничтожены во время японских налетов на остров. Однако из других источников известно, что по крайней мере два из них успели передать ВВС Голландской Ост-Индии. Об их судьбе ничего не известно. Как не известно и какой из этих самолетов попал в Доминикану, поскольку последние упоминания о них датируются 1942 годом.
В период с 1948 по 1950 годы бразильские авиаторы не только обучили более 100 доминиканских летчиков-истребителей, но и создали надежную и довольно эффективную систему ПВО. Которую испытают по крайней мере один раз - во время попытки вторжения в бухте Луперон 18 июня 1949 года. В ноябре 1950 года бразильские инструкторы вернулись на родину, а за обучение новых курсантов взялись местные летчики.
По не установленным причинам в июне 1951 года командование доминиканской воздушной армии решило изменить серийные номера всех Техасцев, включая и A-27, начиная с 1001. К тому временем истощение и мелкие поломки начали сказываться на эскадрилье, и к 1953 году количество пригодных для полетов самолетов значительно сократилось.
К концу года был размещен заказ на 40 новых самолетов АТ-6С у компании Aerodex. Во время послевоенных "распродаж" ушлые бизнесмены из Маями хорошенько закупились различной техникой, в том числе и самолетами, которые хранили на складах в разобранном виде.
В январе 1954 года началась сборка и перегонка Техасцев в Санто-Доминго. Во время перегона, для того, чтобы летчики не сбивались с пути, каждый полет сопровождал гидросамолет PBY Catalina, оснащенный навигационным оборудованием. Из сорока приобретенных машин только одна не добралась до Доминиканы. Самолет с номером 1051 потерпел крушение у берегов Гаити из-за неисправности двигателя. Летчика подобрала сопровождавшая его Каталина.
В 1956 году последние учебные Stearman PT-13 и Vultee BT-13 были выведены из эксплуатации, и Техасцы остались единственной платформой для обучения и продвинутой подготовки летчиков-истребителей. В течение следующих 7 лет будет потеряно порядка 15-ти машин, в основном из-за несчастных случаев с курсантами. К 1963 году это приведет к сокращению числа годных к полетам самолетов до 30 единиц.
В 1964 году были приобретены первые North American T-28 Trojan. Эти самолеты станут основными учебными машинами, а уцелевшие AT-6 будут использовать только для углубленной летной подготовки летчиков, назначенных на P-51 и недавно приобретенные De Havilland Vampires. К тому времени Техасцы разделят на две эскадрильи - истребительную и штурмовую. Для отличия их капоты окрасят в разные цвета: истребительная - в красный, штурмовая - в желтый.
С 1964 года доступность запасных частей для АТ-6 значительно сократилась. Это вынудило пустить часть парка на запасные части. Замена прибыла в ноябре 1969 года из США. В рамках "Программы взаимной военной помощи" (MAP - Military Assistance Program) были получены шесть штурмовиков T-28A. Летную годность удалось сохранить только шести Техасцам, которые получили агрессивную трехцветного окраску, напоминающую американскую, которую использовали ВВС США в Юго-Восточной Азии. Из этих этих шести машин две умудрились летать аж до 1992 года, однако только в составе пилотажных групп.
В настоящее время границы Доминиканской Республики охраняют штурмовики EMB 314 Super Tucano, произведенные бразильской авиастроительной компанией Embraer. Патрульные самолеты в основном занимаются борьбой с контрабандистами, поскольку других угроз для страны в настоящее время просто нет.
Недавно была опубликована серия статей о кубинской авиации во время сражения в заливе Свиней. Если вдруг Вы их пропустили, то вот ссылки на публикации 😁
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!