Найти тему
Об айкидо и не только

Иллюзия обмана и искусство парадоксов

Si vis pacem, para bellum

Хочешь мира, готовься к войне (лат.)

У вас может возникнуть вопрос: почему именно иллюзия обмана? В первую очередь, это иллюстрация того, что происходит с айкидо, на всем протяжении его существования. Впервые видя айкидо, люди, в основном, сталкиваются с показательными выступлениями, где всё красиво, выверено, да еще и демонстрируются принципы, которые понимают единицы, а для прочих всё выглядит, как цирковое представление. Люди «сами падают» от практически неразличимых движений человека в хакама. Именно поэтому, многие, кто привык к современным шоу, думают, что айкидо ни на что не годится. Ведь айкидоки даже драться не хотят, чтобы проверить свои навыки, и ни в каких боях не участвуют. Единственный способ убедиться в чём-то самому – прийти и позаниматься, почувствовать на собственном опыте. Но, так делают единицы. Впрочем, если человек по-настоящему заинтересован, он всё равно найдет способ развеять свои сомнения, а те, кто просто имеют мнение, интересуют нас крайне мало.

Гораздо интереснее фактор «иллюзии обмана» проявляется внутри самого айкидо. Ведь всё происходящее - не просто механика и своевременные движения, а еще и непосредственная работа с людьми. Недостаточно взять человека на контроль, бросить или ударить его, чтобы вывести из строя. В этом смысле айкидо очень рационально. Всё выстраивается так, чтобы большую часть работы предоставить самому атакующему. Представьте себе, что вам надо оторвать от земли и потом бросить человека весом 60-100 кг. Обычно те, кто это предлагает, никогда не пытались сделать нечто подобное.

Но, есть и другой способ - техника! Скажет большинство. И, отчасти, будет право. Техника, конечно, позволит качественно двигаться, экономить приличный процент сил, однако, этого мало. И выходом, в данной ситуации, является также банальный обман. Разумеется, в самом хорошем смысле. У человека должно создаться четкое ощущение, что он сам хочет идти, бежать, прыгать и падать. Нужно всего лишь задать этой энергии вектор, перенаправить его и «показать точку выхода». Тогда, при соблюдении определенных условий, человек действительно почти всё сделает за вас.

Необходимость обмана намерений атакующего, использования его движений и рефлексов в своих целях - это неотъемлемая часть эффективной техники. В какой-то мере, это психология, частично биомеханика, в чём-то обман тактильных ощущений и так далее. Обман присутствует, но, в то же время, его нет. Изначально всё честно: атака, защита, техника. А вот разум, рефлексы, осязание, зрение, всё это можно обмануть, создать иллюзию того, что всё не так, как на самом деле. Хотя, для этого требуется определенная практика, причём немалая. И чем выше опыт, тем быстрее и качественнее будет проявляться этот компонент технической работы, который не виден невооруженным глазом.

Тактика и стратегия, если подумать, также строятся, в том числе, на хитрости и обмане противника, создании иллюзии собственной силы или слабости, уязвимости или неприступности, причем в абсолютно любой сфере. Разница, в случае с айкидо, заключается только в области практического применения. Тактические построения и стратегия на бой в спорте – это одно, но в айкидо боя нет, как категории. Соответственно, тактика со стратегией здесь актуальны больше в плоскости насущных жизненных задач, касающихся, в первую очередь, взаимодействия с людьми. Плюсы в том, что всё перечисленное, в отличие от спорта, не накладывает на айкидо вообще никаких жёстких рамок. Единственным практическим ограничением является нежелательность выхода за границы базовых принципов, формирующих само восприятие. Немногие существующие правила, из разряда «что можно, а что нельзя», попросту призваны исключать неэффективные действия, и то, что прямо вредит обучению. В остальном можно всё. Хотя и иллюзия вседозволенности, либо неограниченных возможностей, в свою очередь, может приводить к крайне неоднозначным результатам.

Каждая техника в айкидо работает. Этот факт в доказательствах не нуждается. Однако, по-настоящему она работает только в тех условиях, для которых предназначена, а это уже достаточно узкие рамки, в которые ставят себя оба партнера, для того, чтобы эту технику правильно изучить. Конечно, условия редко бывают идеальными на практике, однако именно идеальную ситуацию необходимо раз за разом моделировать на тренировках. Это позволит почувствовать и закрепить на уровне навыков ощущения соответствия техники моменту. Также нужно понимать и глубинные принципы того действия, которое предстоит выполнить. Помимо внешней формы, к ним относятся: тайминг, взаимодействие, дистанция, контроль позиции, центральная линия, и множество других вещей. И всё это надо суметь отслеживать и контролировать, до того момента, пока это не станет естественным, и не перестанет вызывать трудности.

Нормальным для учеников является процесс, когда на пути изучения поочередно возникают проблемы со всем вышеперечисленным. Сначала человек учится банально двигаться, запоминает, как держать руки, куда переставлять ноги, разучивает схему той или иной техники. Его партнёр делает то же самое, раз за разом. По мере запоминания простейших вещей, высвобождаются ресурсы для работы над более сложными элементами. Качественное обучение занимает немало времени. Но, даже мастера, которые потратили десятилетия на это, никогда не говорят, что освоили все аспекты, так как путь традиционных боевых искусств подразумевает бесконечный процесс.

Но мы ведь начали с иллюзии обмана? Различные сомнения у изучающих айкидо, особенно с учетом кучи условностей, с которыми приходится сталкиваться в подготовке, естественно будут существовать. Людям часто кажется, что всё это надувательство, так они либо не верят в то, что видят и чувствуют, либо понимают, что нужна куча условий для того, чтобы их техники работали. Принимая во внимание то, какое количество факторов сопровождает корректное изучение принципов, малейшая потеря контроля за этим процессом может завести совсем не туда.

Мы уже рассуждали о распространенной ситуации, когда ученики, раз за разом, мучают себя вопросом «а что если…?». То есть, фактически, делают какие-то выводы о нюансах обучения через призму собственных идей, забывая, что всё уже придумано и изобретено. А чтобы воспользоваться результатами, необходимо вникнуть в то, что есть, вместо того, чтобы предаваться бесконечным сомнениям. Техника айкидо прекрасно работает, и в этом любой занимающийся легко может убедиться на тренировках. Например, когда инструктор показывает что-то на нём самом. И, когда человек уже знает, что это работает, видит результаты более опытных учеников и инструкторов, но при этом продолжает вступать в противоречия сам с собой, выискивая какой-то подвох или обман, то это уже выглядит странно. Такой человек уже начинает обманывать сам себя, пытаясь найти несуществующее.

Обман – иллюзия, его нет. Есть тренировки и действительность, которую не видно сразу, напрямую. Но, если какие-то процессы не очевидны, означает ли это, что вас обманывают? А если всё есть обман, говорит ли это о его неэффективности? Ведь работа иллюзиониста – тоже обман, но одновременно – сложнейшее искусство достижения цели.

Практически любой опытный в боевых искусствах человек, либо боец, прошедший горячие точки во многом похожи. Прежде всего, тем, что знают цену насилию, причинению боли, и всему тому, что больше всего сейчас восхваляется в кино, или с помощью спортивных бойцовских шоу. Для тех, кто этого не испытал, причинение боли, увечий, и даже убийства сделаны развлечением, которое можно спокойно оценивать, сидя на диване или в кинотеатре. Но, такое своеобразное расчеловечивание – это тоже очередная картинка, которую людям навязывают. Тем печальнее слышать мнения некоторых людей о реальности того или иного стиля, когда под словом «реальность» у них маскируется именно стремление к насилию в виде причинения максимального ущерба своим врагам. Да, одной из целей любого БИ является самозащита. Но быть готовым к проявлениям насилия и желать их – разные вещи. В одном случае это готовность и непрерывное совершенствование, в другом – психическая патология.

БИ, в этом смысле, можно сравнить с оружием. Одни владельцы его регулярно чистят, полируют, ходят в тир, доводя навыки стрельбы до совершенства, однако и не помышляют непременно пострелять в кого-нибудь. Количество насилия от этой практики не увеличивается, но кто скажет, что владелец оружия не готов при этом защититься с его помощью, в случае совсем уж экстренной ситуации? Однако, встречаются и те, кто хочет непременно опробовать своё оружие, так как приобрели его именно для этой цели – стрелять, а не изучать. И вот тут вырисовывается ещё одна полезная функция боевых искусств. Они дают возможность жить мирно, но быть готовым ко всему, всем, кто этого захочет. Общество должно функционировать так, чтобы естественным образом избавляться от проявлений стремления к насилию и уничтожению. Таков был путь М. Уэсибы – сделать айкидо лекарством для больного мира. Впрочем, цели других традиционных БИ, также не особо кровожадны. Лишь в единичных случаях подмена ценностей приводит порой к печальным последствиям. Чистая сила, не подкреплённая контролем и определенной системой ценностей, всегда найдёт свой негативный выход.