"Если ты в затруднительном положении — бери инициативу на себя..." © Стиг Ларссон, "Девушка с татуировкой дракона"
Биография одного из самых знаменитых детективных писателей современности сама чем-то напоминает произведение литературы. Стиг Ларрсон (полное имя Карл Стиг-Эрланд Ларссон) родился 15 августа 1954 года в провинциальном городке Шеллефтео, когда его родителям едва исполнилось по 19 лет. Мать и отец на тот момент не могли его содержать - по сути, они сами ещё были детьми, к тому же здоровье отца Эрланда ухудшилось из-за его работы на сталеплавильном заводе - поэтому до девяти лет Стиг прожил с любимой бабушкой по линии мамы в маленькой деревеньке. Жить приходилось в деревянной лачуге, а в школу Стиг ходил на лыжах. Впрочем, как после признавался писатель, ему нравилось так жить. Огромное влияние на формирование взглядов юноши оказал дедушка Северин Бострем, ярый антифашист, в 1940 году отправленный в концлагерь "Сторсиен" для интернированных (политических заключенных) в Норботтене. В будущем Стиг не раз называл дедушку примером для подражания.
В 50 лет дедушка Северин умер от сердечного приступа, и Стиг вернулся к своим родителям, которые переехали в Умео. К тому времени у них родился ещё один сын, Иоаким, однако это не значит, что Эрланд и Вивиан забыли про своего старшего. На 12 лет они подарили Стигу пишущую машинку, и этот подарок стал для юноши знаковым.
В 16 лет Стиг ушёл из дома. К тому времени он уже начал пробовать себя в литературе, но разразившаяся Вьетнамская война (1964-1975) вынудила его отложить перо писателя и взяться за перо журналиста. Ларссон начал писать очерки и статьи на военную тему, всячески порицая жестокие и антигуманные действия США и их союзников и саму войну в целом. Под воздействием идей, привитых дедушкой-антифашистом, Стиг стал склоняться к программе Левой партии. Любопытно, что политические позиции родителей также были близки к позициям сына: Эрланд поддерживал коммунистические учения, а Вивиан была закоренелой социал-демократкой. Стиг часто обсуждал с родителями политику, порой они давали ему полезные советы касательно его общественной деятельности.
Когда будущему писателю было 18 лет, он познакомился на демонстрации созданной в поддержку Национального фронта освобождения Южного Вьетнама с архитектором Евой Габриельсон, ставшей затем его спутницей и товарищем.
Вскоре Стиг Ларссон вступил в Социалистическую партию Швеции (до 1982 года носила название Коммунистическая рабочая лига), а после этого ушёл в армию, поступив в пехоту. В армии продолжил продвижение левых идей, снабжая многих сослуживцев контрабандным журналом троцкистов "Красный солдат". Вернувшись из армии, работал в газете своей партии "Четвёртый Интернационал", поначалу - дизайнером, потом - главным редактором. В 1977 году Стиг отправился в Восточную Африку для помощи в организации женских партизанских отрядов Народного фронта освобождения Эритреи. Он даже учил партизанок правильно обращаться с гранатомётом, но из-за внезапно обнаруженного почечного заболевания был вынужден вернуться обратно в Стокгольм, где стал работать графическим дизайнером в крупнейшем шведском новостном агентстве "Tidningarnas Telegrambyrå", направив все свои силы на борьбу с экстремизмом, неонацизмом и расизмом, явлениями, постепенно запускающих свои щупальца в сердце шведского общества.
В начале 1980-х Ларссон стал скандинавским корреспондентом британского журнала «Прожектор», посвященного антифашизму и антирасизму, а в 1987 году вышел из партии, не желая поддерживать социалистические режимы, мало отвечавшим догмам демократии, защитником которой Ларссон оставался всегда.
Впрочем, выход из партии не означал для Стига прекращения общественной деятельности. В 1981 году писатель отправился вместе с гражданской женой Евой Габриельсон в Гренаду, где познакомился со многими известными революционерами-марксистами, в том числе с Морисом Бишопом. Ларрсон изучал историю революционных учений, сельское хозяйство и помогал Бишопу в создании организации шведско-гренадской солидарности.
В 1995-м Ларссон стал соучредителем организации «Expo Foundation» посвященную борьбе с крайне правоцентристскими силами в шведском обществе. Впоследствии работал в собственном журнале "Экспо" на должности редактора. Именно "Экспо" стал прототипом издательства "Миллениум", в котором работал герой детективов Ларссона Микаэль "Чёртов Калле" Блюмквист.
Всё это время преданная Ева Габриельсон была возле своего возлюбленного, исполняя роль музы, преданной помощницы и соратницы. Автор сожительствовал с ней вплоть до своей смерти в 2004 году, но пожениться и официально зарегистрировать брак Стиг и Ева так и не смогли. Из-за своей общественной деятельности Ларссон нажил немало врагов, и пара жила в состоянии постоянной конспирации, а по законам Швеции, заключение брака предполагало обнародование адресов и контактов жениха и невесты.
Бурная общественно-политическая жизнь, постоянные разъезды, выступления на собраниях, литературная и публицистическая деятельность за довольно небольшой период времени сделали Стига Ларссона широко известным в обществе... И отняли у этого уникального человека слишком много сил, чтобы этот "прожектор" светил вечно...
Словно повторяя судьбу дедушки Северина, своего наставника и примера для подражания, Стиг Ларссон скончался 9 ноября 2004 года от обширного инфаркта, поднимаясь по лестнице на седьмой этаж, в свой офис (в тот день в здании внезапно перестал работать лифт). Похоронен на кладбище церкви Хегалид в Стокгольме.
О смерти писателя до сих пор ходят разные слухи и строятся всевозможные теории. Многие исследователи считают, что смерть Ларссона была подстроена неонацистами, которые угрожали Стигу на протяжении всей его жизни (такие случаи действительно имели место быть, Ларссон даже составил для своих коллег пособие с рекомендациями во избежание разного рода покушений).
Впрочем, Ева Габриельсон и друзья Стига отрицают возомжную причастность неонацистских группировок к смерти автора. По их мнению, Ларссон попросту, что называется, "выгорел" на работе. Скромный и тихий, и в то же время храбрый и ответственный трудоголик Стиг был самым настоящим кофеинистом (разновидность токсикомании, синдром психической зависимости от кофе и кофеиносодержащих продуктов) и выкуривал в день по 60 сигарет для поддержания энергии. Порой Ларссон засиживался на работе с полудня до раннего утра, а потом по возвращению домой еще несколько часов писал, прежде чем лечь спать.
Ева Габриельсон говорила о своем гражданском муже так: "Он и сам был как некий литературный персонаж".
Стиг Ларссон прожил мало. Слишком мало для человека-"проектора", сияющего и дарящего свет другим людям. Но даже за этот небольшой период времени он успел очень многое - внес свой вклад в борьбу с расизмом, нацизмом и радикально правыми силами, оставил после себя несколько научных трудов ("Правый экстремизм", "Шведские демократы: национальное движение" и "Шведские демократы: взгляд изнутри" в соавторстве с Микаэлем Экманом), помог многим обездоленным и терпящим бедственное положение людям. У него было огромное сердце, которым он был готов обнять весь мир, и не менее огромный талант, благодаря которому мы увидели знаменитую трилогию детективных романов "Миллениум", в которой Стиг показал темную сторону пресловутого общества "шведского социализма" и развенчал миф о Швеции, как о стране с высочайшим уровнем жизни и лучшим социальным обеспечением.
Но обо всём этом - в следующей статье.
Спасибо за внимание и прочтение. И помните, как говорила Лисбет Саландер:
"Каждый поступок имеет последствия" © Стиг Ларссон, "Девушка с татуировкой дракона"
Статью подготовил: Даниил Денисенков