Найти тему
Учительская

Персональный учитель

Хотелось сделать полный обзор по теме репетиторства с участием всех сторон образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, администрации. Скажу сразу: не получилось. Директора школ, к которым я обращалась, по разным причинам уклонились от ответов, не захотели поделиться своим отношением к явлению. А ведь оно на сегодня охватывает 43 процента старшеклассников!

Могу предположить, что руководители образовательных учреждений видят в процветающем репетиторстве укор школьному образованию: оно устраняет недоработки школы. Иногда бывает и так. Но суть репетиторства далеко не только в этом.

Частное обучение восходит еще к античным временам и таким историческим именам, как Платон, Аристотель. Тогда оно находилось в почете и уважении. А сейчас? Вот три взгляда на суть современного репетиторства.

Родители: «Главное не знания, а уверенность в себе»

Расскажу о своем опыте. Когда дочь училась в школе, мы обращались к репетиторам дважды. Сначала в седьмом классе: из-за болезни она отстала от программы в своем любимом предмете «Математика» и самостоятельно не смогла разобраться в новой теме. Я предложила обратиться к учителю, чтобы позаниматься дополнительно после уроков, ведь причина отставания была уважительная, но дочка категорически отказалась. Два занятия с педагогом из другой школы полностью решили проблему.

Второй раз – в выпускном, одиннадцатом. В гимназии математику в целом преподавали качественно, но к ЕГЭ готовили преимущественно на базовом, а не профильном уровне. Я искала педагога, который бы помог разобраться с задачами самой высокой сложности. Найти такого оказалось непросто, большинство ориентировались на то, чтобы подтянуть троечников. До сих пор я благодарна судьбе, что познакомила меня (в результате долгой цепочки поисков) с Ириной Дорофеевой. Несмотря на молодой возраст (или благодаря ему), она обладала нестандартным подходом к математическим задачам, чему учила и своих подопечных. В результате удачная сдача экзаменов и поступление в престижный вуз страны.

У Елены С. другая история. У дочери присутствовал сильнейший страх тестирования на фоне общей неуверенности в себе. В девятом классе она сдала на итоговой аттестации пустые листы, не потому что не знала, а потому что во время экзамена чувствовала себя психологически парализованной. Чтобы подобного не случилось в одиннадцатом классе, родители энергично подключили репетиторов по математике и физике.

Мнение Елены С. о том, что дали ее дочери занятия с репетиторами: «Ксения почувствовала уверенность в своих знаниях, на уроках стала поднимать руку, чего раньше практически не наблюдалось. У нее появилось желание узнавать все больше и больше, развиваться интеллектуально. Частные учителя не только дали знания, но и повысили мотивацию к учебе и психологическую устойчивость».

Дети: «Латание дыр в расписании»

Таня П. занималась в одиннадцатом классе индивидуально по нескольким предметам и описала общую ситуацию в параллели: «Многим для поступления требовалось сдавать физику, так как планировали идти в технические вузы. Но так случилось, что в начале учебного года физичка уволилась, ее на постоянной основе никто не заменил. Пришлось наверстывать самим. То же самое произошло с информатикой. Педагог, который должен был нас готовить к экзаменам, сам на два месяца ушел на сессию, в школе не появлялся. Мы не только занимались «нарешкой» конкретных задач, мы полностью осваивали с помощью частных уроков учебный материал целого года. Так что репетиторы для нас в прямом смысле латали дыры в расписании».

Когда педагог и ученик остаются один на один, между ними складываются определенные отношения, которые не всегда со стороны школьников наполнены пиететом и уважением. Катя Г. жестко описывает опыт общения с репетиторами: «У меня было два репетитора по физике. Сначала девушка-студентка, может, она и знала предмет, но ее общий уровень не поддерживал в моих глазах ее учительскую позицию. Потом был старичок-профессор, хорошо рассказывал, понятно, но почему-то ему было важно, что я пишу знак «равно» неровно. Да какая разница!»

Плюсы занятий с репетиторами, которые озвучили дети.

«Когда учитель объясняет урок тебе лично, можно задать любой вопрос и не стесняться».

«Я подтянулся по предметам, уже не стыдно выходить к доске».

«Занимался дополнительно по нескольким направлениям, не индивидуально, а в небольших группах. Результатом стало то, что точно понял, какую профессию выбрать».

Педагоги: «Цели индивидуального обучения разные»

Стаж работы в школе у Ирины З., имеющей три высших педагогических образования, одиннадцать лет. А стаж репетиторства куда больше! Когда она училась в восьмом классе (с углубленным уровнем математики), знакомые попросили позаниматься с сыном-пятиклассником. Вскоре за одним учеником подтянулись и другие. В девятом классе репетиторство уже было поставлено на постоянную основу и принесло первые заработки.

– Вообще-то я учительствовала чуть ли не с рождения. В четыре года усаживала сверстников во дворе перед доской и учила считать яблоки. Родители их зовут: «Обедать пора!» А я: «Сидеть! Урок еще не закончился!», – говорит Ирина З.

Сейчас Ирина Сергеевна во втором декретном отпуске подряд, в школе не преподает, работает с детьми исключительно на индивидуальной основе. Большой опыт репетиторства и логический склад мышления позволили ей создать своеобразную классификацию тех, кто идет на дополнительное обучение, в зависимости от целей.

– Первая группа и первая цель – мотивационная. У некоторых детей при хорошем уровне интеллекта и неплохом уровне знаний имеются психологические блоки, – отмечает репетитор. – Домашнюю работу ребенок выполняет нормально, а контрольные заваливает. Один раз ошибся принародно, теперь стесняется отвечать у доски. Или присутствует несовместимость с педагогом: когда у преподавателя в классе тридцать личностей, не каждому и не к каждому удается найти подход. Здесь важно поддержать самость ученика. Я человек позитивный, верю в людей априори и люблю такие случаи: удавалось поднимать детей с двойки чуть ли не до пятерки. Вторая группа – дети со слабым уровнем знаний по определенному предмету. Ну не математическое мышление у человечка, трудно ему и непонятно. Родители же не помогают, отмахиваются или сами не обладают достаточными знаниями. Сейчас немодно самим заниматься обучением ребенка, не берут эту роль на себя. Родитель – одна опция, а ребенок и учитель – другая. Тема спорная, но актуальная. Занимаемся с этой группой отработкой алгоритмов, навыков решения задач.

Есть дети с нестандартным мышлением – третья группа. Немногочисленная, но интересная. Они легко решают нестандартные задачи, а в простых вопросах ищут подтекст, которого нет. «Сколько фруктов в тарелке?» – «В смысле? Зачем об этом спрашивать, и так понятно». Их не надо ломать, перестраивать, в особенном мышлении их сила. Но нужно помочь спуститься на землю, увидеть разные уровни сложности. Это будет полезно и в реальной жизни. Выделяю четвертую группу – подростков в переходном возрасте, седьмой-восьмой классы. В эти годы часто встречается завышенная самооценка, но в школе их не слышат, дома их не видят. Требуется сторонний человек. Приходят с апломбом: «Да я все знаю!» – «Отлично. Молодец, это действительно знаешь. А вот эту тему? Сейчас разберем. Теперь и ее знаешь!»

– Вы вживую общаетесь с детьми или возможен онлайн-вариант репетиторства?

– Был период, когда преимущественно он только и был возможен. Сейчас по ситуации. Дистанционно занимаюсь с теми, кто далеко живет. Я предпочитаю личное общение.

– В чем выражается обратная связь для педагога-репетитора?

– В том же, в чем и для школьного учителя: понимание темы, усвоенные навыки и результаты на экзаменах. Для меня самое важное – о сложном, а математика и информатика – вещи фундаментальные, рассказать так, чтобы красота не утратилась, а суть раскрылась для каждого.

– Заниматься репетиторством выгоднее, чем работать в школе?

– Конечно. Когда я была совсем молодой, в школе буквально жила, а на индивидуальных занятиях почти отдыхала. Теперь скорее школа для меня как хобби. Закончится декретный отпуск, и я, конечно, вернусь в школу. Это база. Нужно быть в курсе «контрольных точек», видеть, чем живут ученики и учителя.

На приоритет в сторону частных уроков меня повернула жизненная ситуация: приобрела жилье в ипотеку. Должна сказать, что уровень заработка не единственный плюс репетиторства. Одно дело – вести занятие с тридцатью детьми одновременно, совсем другое – работать один на один.

– Многие учителя жалуются на низкий заработок, но при этом не уходят в репетиторство. Почему?

– Мне знакома такая ситуация по подруге. Учителя тоже различаются по психологическому устройству. Приятельница говорит, что ей комфортно работать в классе, у нее хорошо развит навык держать внимание большой аудитории, а вот индивидуальное общение напрягает большим уровнем ответственности.

– В школах сохраняется практика бесплатных дополнительных занятий?

– Безусловно. На это выделяются факультативные часы. Но востребованность низкая. Отстающий ученик на дополнительные занятия не придет, найдет занятие поинтереснее. Тот, кто хочет развиваться, предпочтет одному часу в неделю учебу на постоянной основе, хоть и платной.

– Я ознакомилась со стоимостью часа занятий по математике в Екатеринбурге. Разлет цен огромный: 500-600 рублей в отдаленных районах, 800-1000 рублей в центральных. У преподавателей с учеными степенями час может стоить 1,5 тысячи рублей. Как вы определяете свою финансовую стратегию?

– У меня средние цифры. Я фанат результата. Если вижу, что семье важно выучить ребенка, а оплачивать репетитора становится все труднее, не поднимаю цены, несмотря на их повсеместный рост. Моя цель – довести каждого ученика до хорошего знания предмета и высокой оценки.

Марина РОМАНОВА, Свердловская область

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».