Найти тему
Учительская

Золото сердца

У всех на слуху Хрустальный пеликан, его вручают победителям Всероссийского конкурса «Учитель года». Но в семье пеликанов он не один. С 1994 года в Петербурге вручают премию «Золотой пеликан» как народную награду за милосердие, творчество, гуманизм и душевную щедрость. И совсем не случайно эта птица такого теплого, жизнерадостного оттенка: ведь у тех, кого им награждают, поистине золотое сердце.

Премия «Золотой пеликан» присуждается организациям и жителям Санкт-Петербурга за активное участие в реализации социально значимых программ и творческих проектов по оказанию помощи инвалидам, малоимущим семьям, ветеранам и другим нуждающимся гражданам. Ее девизом можно смело считать утверждение древнегреческого философа Платона: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

В премии следующие номинации: «За гуманизм в творчестве и искусстве», «За возрождение традиций меценатства и поддержку искусства», «За возрождение традиций духовности и русской культуры», «За полезную общественную и государственную деятельность», «За позитивный креатив в журналистике и литературе», «За эмоциональный интеллект и умение не сдаваться».

В общей сложности в 2022 году награды удостоились 47 человек, в том числе учитель-дефектолог, руководитель отделения коррекционно-развивающего обучения и социальной реабилитации школы-интерната №1 имени К.К.Грота Светлана Степанова, директор школы №606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга Марина Шмулевич, певец, композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Игорь Корнелюк. Орденов «Милосердие и душевная щедрость» удостоены президент Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» Маргарита Урманчеева, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, актриса театра и кино народная артистка России Нина Усатова.

Вручая награду, вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Эргашев подчеркнул: «Сегодня добрыми делами именно вы дарите надежду петербуржцам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, позволяете им обрести уверенность в завтрашнем дне, вновь почувствовать радость жизни. За 25 лет проделана огромная работа по организации премии «Золотой пеликан» и сплочению вокруг нее чутких и добрых людей, готовых по зову сердца прийти на помощь».

Как заметила Марина Шмулевич, «Золотой пеликан» – это особая премия, которая присуждается не за высокий уровень образования, не за многочисленные победы школы или ее высокие рейтинги. Это высшая народная оценка твоих человеческих качеств.

– Голоса за тебя отдают люди, знакомые и незнакомые, для которых в какой-то миг важны были твой совет, твое слово, твои действия или поступки, и эти поступки тем или иным образом сыграли важную роль в их жизни, помогли им. Твое потраченное время ради человека, попавшего в трудную ситуацию, которому без тебя пришлось бы намного тяжелее справляться с ней, – вот о чем эта премия, – говорит Марина Михайловна. – И для меня возможность прий­ти человеку на помощь, когда он в ней нуждается, важнее и значимее всего остального. Это возвращение его веры в добро и отзывчивость, в искренность и душевную щедрость. Этот человек, я уверена, будет так же относиться к другим, и наша ниточка добра потянется дальше.

– Марина Михайловна, вы давно занимаетесь волонтерской деятельностью. Как пришли к этому?

– Моя мама заслуженный учитель РФ, директор школы, учитель русского языка Анна Бениаминовна Коганова говорила: «Знаешь, доченька, какое несказанное удовольствие доставлять радость людям, видеть в их глазах искры огня, когда с твоей помощью получилось то, что не получалось без тебя!» Ко мне часто обращаются знакомые и незнакомые люди со своими вопросами, проблемами, которые им порой не по силам решить: это вопросы и воспитания детей, и взаимоотношений в семье. Люди приходят просто поговорить, когда опускаются руки и не хочется жить, когда в глазах боль и страдание и, кажется, нет выхода. Почему обращаются именно ко мне как директору школы или как муниципальному депутату? Наверное, доверяют, знают, что я не предам их, обязательно выслушаю и мы вместе найдем верное решение. Когда в ходе разговора они начинают понимать, что жизнь продолжается, что надо действовать, то появляются этот особый свет в их глазах, радость и желание двигаться дальше! Какое же это счастье – помогать людям, у которых, как им казалось еще час назад, не было никаких шансов на счастливую жизнь! Для меня это понимание даже более важно, чем для них самих. Так меня воспитали, так я воспитала и своих детей. Наверное, поэтому моя дочь, тоже педагог, вместе со своими друзьями в течение 8 лет помогает одиноким пожилым людям.

– На ваш взгляд, нуждаются ли добрые дела в рекламе?

– О добрых делах не нужно кричать, на то они и добрые. Я просто знаю, что очень много педагогов абсолютно бескорыстно, без огласки помогают людям. Во время пандемии, когда родители наших учеников – врачи – сутками находились в «красной зоне», спасая людей, учителя забирали детей к себе домой, кормили, оставляли на ночь и утром вели в школу. И нет здесь никакого героизма. Если тебя не трогает чужая беда, то как смотреть в глаза своим детям, родителям? Невозможно пройти мимо плачущего ребенка или тоскливого и погасшего взгляда одинокой бабушки. Невозможно жить полноценной жизнью, созерцая ее из окна своей машины. Это наш выбор, мы не можем иначе.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».