Тема сложная, неоднозначная, но важно высказаться. Подытожу свой опыт, а также знания, полученные во время обучения на логопеда-дефектолога.
Мы долго разбирали мультики и гаджеты, связь мультиков и речи, связь гаджетов и развития мозга.
СРАЗУ СКАЖУ , что у меня НЕТ желания кого-то учить и диктовать правила. Если кто-то не может по-другому или если чей-то ребенок смотрит мультики 24/7, сидит 24/7 в планшете и несмотря на это не истерит/ сам ест/засыпает/знает 5 языков - окей. Даже если я скептически отношусь к таким аргументам. Я просто делюсь тем, что узнала. Думаю, инфа важна для тех, кому интересна эта тема. А как применять - дело каждого.
Своим двойняхам осознанно ввела мультики только после трех лет. Да, было тяжело временами. Дети у меня шилопопые и совсем не подарочные. Чем я их занимала, кстати, тоже тут писала в постах.
Итак, терпеть к причинам. Почему лучше минимизировать (если не удается исключить) мультики:
1) Перегруз психики. Замечала, что после мультика в полтора года дети становились очень нервные, психованные. Мелькание картинок, яркие цвета. Во время просмотра - неподвижная поза, открытые рты и стеклянные глаза. Явно не до слежки за сюжетом. Да и рано для психики. Сильно перегуливали даже после 5 минут, особенно от современных мультиков. Убрали сразу до 3 лет.
2) Тормозит развитие. Как будущий логопед и педагог скажу, что да, мультики тормозят развитие речи и мозга. Особенно в раннем возрасте. Есть период, когда дети жутко "неудобны". Это от года до двух. Когда концентрация - 5 минут, и хочется, чтобы ребенок наконец-то сел и замолчал. Мультик кажется самым удобным вариантом. Годовас может просидеть за мультом долго. Но в то же время этот период - период активного познания мира. Да, через рот. Облизал предмет - понял, что он существует. И засаживая активного ребёнка за мульты, особенно в большом количестве, мы тормозим его развитие.
Сюда же мелкая моторика, гаджеты и образное мышление. Чтобы взять карандаш и провести линию, нужно правильно сложить пальцы, надавить на него, почувствовать текстуру бумаги. Чтобы нажать на кнопку, усилий много не надо. Тактильные ощущения - туда же. Смотрела на популярные рисовалки, в которых часто залипают дети. Провел линию - уже голова зайца. Еще одну - туловище. И так за пять штрихов уже поучится заяц, который тут же вам и спляшет. Развивается ли фантазия у ребёнка? Нет. За него уже все придумал гаджет. А образное мышление очень важно для дошкольника. Нет образа - ребёнку впоследствии банально даже трудно будет представить прочитанное в своей голове. Отсюда сложности с обучением и проблемы в школе у многих. И я это наблюдаю уже как репетитор по языкам.
О связи мелкой моторики и речи не буду тут писать. Это тема отдельного поста. Сюда же, кстати, и крупная моторика. Которая также важна для развития речи и осознания своего тела в пространстве. Залезая везде, ребёнок осознает свое тело в пространстве. Учится держать баланс и равновесие, применять одну силу, чтобы взять перышко, и совсем другую - чтобы сдвинуть стул. Это тоже важно для формирования картины мира. Если ребенок неподвижен, он не получает этот важный опыт.
3) Эмоции. Для формирования правильных эмоциональных реакций ребенку нужен ТОЛЬКО живой взрослый и его отклик. Никакой улыбающийся с экрана милый зайчик не сформирует представление об эмоциях. Часто вижу картину, что все в своих гаджетах. Родители и дети. Эмоц сфера и общение сильно страдает.
4) Привязанность. Читала статью (кто хочет ее пообсуждать, могу кинуть в лс), что у ребёнка формируется привязанность к гаджету. Особенно когда мама нестабильна, а гаджет всегда под рукой. И песенку споёт, и успокоит, и займет. Как итог, ребёнок воспринимает гаджет как значимую часть мира и не может без него жить. Сильно протестует, если гаджет забрать. Контакт с мамой теряется. Ее вытесняет гаджет. Сюда же автор приводит пример подростков, которые совершают в жизни страшные вещи под авторитетом гаджета. Здесь проблема еще в том, что поколение детей, выросших с гаджетом, не исследовано в прогрессии. Т.е. нет еще таких состарившихся взрослых, на которых это все можно было бы проследить.
5) Мультики во время еды и перед сном. Ребёнок не осознает, голоден он или нет. В определённое время его просто сажают перед мультиком и он автоматически открывает рот и глотает. Так ребёнок не контролирует свое насыщение, привыкает есть за тв и съедает больше, чем нужно. Что ведет к неконтролируемому поглощению пищи и проблемам с пищеварением и весом.
Было даже исследование, которое показало, что люди за просмотром тв съедают на 30 процентов больше, чем без него.
Перед сном мультики также у многих приводят к перегрузу психики. Ребёнок вырубается от перегруза а потом просыпается ночью. Сон часто чуткий и некрепкий. Нарушается режим.
6) Самое важное тоже, что маленький ребёнок всё воспринимает как абсолютную норму. Все, что с ним делают и все, что вокруг него. Привыкает к определённому образу жизни. Образуются и закрепляются нейронные связи. Мозг консервативен. И он держится за старые связи. Поэтому если гаджет в жизни ребенка 24/7, он не отложит вдруг его одним днем и не скажет: ах, вот как ж прекрасно жить без него! Особенно сложно, если такая норма с рождения.
7) Истерики. Сама была свидетелем диких истерик ровесников, у которых забрали гаджет. И это были не просто оры из-за пятой конфеты. Это реально выглядело так, как будто у ребёнка забрали смысл жизни. Ребенок был очень нервный и долго не мог успокоиться. Мамы, которые забирали гаджет и преодолевали ломку, отмечали, что дети без гаджета становились гораздо спокойнее.
8) Нормы ВОЗ. Согласно исследованиям, до трех лет у ребенка формируется 80 процентов мозга и представлений о себе и мире. ВОЗ не рекомендует детям до двух лет гаджеты. Время за мультиками для детей 3 лет - 15 мин. Дошкольники и младшие школьники - 30.
Теперь немного личного примера.
Мультики ввела в 3, гаджеты не даю.
Из минусов - ребенка до трёх лет надо занимать маме. Зато после трех лет, отработав навык, он займется сам.
Плюсы.
1) Отсутствие зависимости. Моим детям абсолютно все равно, если мультик закончится. Они встанут и найдут себе дело. Мультики практически не просят. А если и попросят, всегда знают о правиле: один раз в день.
2) Отсутствие истерик и перегруза психики. Для этого подбираю советские мультики с меньшим мельканием и отсутствием флуоресцентных цветов. А также привлекает правильная речь.
3) У детей очень хорошая уже взрослая речь и очень богатая фантазия и воображение. Очень хорошо рисуют. Могут писать буквы. Хорошая мелкая моторика и память.
4) Мои все равно в теме всех мультов и игр сверстников. Их ни разу не послали из игры из-за мультика. Поверьте, дети не обсуждают, как взрослые: ой, а что там было в 155 серии и какие на нем штаны. Дети очень быстро находят общий язык с детьми. Втч и те, которые не смотрят мультики.
5) Осознанные приёмы пищи и сон. Хочешь есть - идешь есть и ешь столько , сколько нужно. Засыпание - сюда же.
6) Осознанный просмотр. В три года ребенок уже с интересом следит за сюжетом, сопереживает героям, потому что. Все базовые эмоции и представления уже есть. Я часто смотрю мульты вместе с ними, объясняю непонятные моменты. Потом часто обсуждаем и проговариваем. Плохих/хороших героев тоже. А также мои очень любят читать!
И да, тоже важно, что я не против мультиков и гаджетов. Я понимаю, что в нашем мире без них никуда. Аргумент, что ребенок якобы не научится ими пользоваться для меня пустяк. Ну мы же с вами научились. А чем ребёнок хуже?
Для меня важно, чтобы зависание в гаджете было как можно позже. Важно показать ребенку все прелести и интересы этого мира, чтобы ребёнок знал, что мир - не только в гаджете. И если после этого всего он выберет гаджет, я приму его выбор. Самое главное, что я им показала все возможности этого мира. Мира без них. А выбор в жизни всегда за нашими детьми. Во всем.