Давным-давно была одна легенда,
Но вряд ли кто теперь в нее поверит:
«С истоков и до этого момента
Учитель только открывает двери».
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Кто рассказал ее? Да мне один приятель,
Ему его приятель – и с концами.
И список этот длинен и изряден,
И стоит ли по именам скакать глазами?
Мысль дикая! И в наши то столетья,
Когда прогресс накрыл нас с головой,
Повсюду логикой довольствуясь простой,
Слепую истину глаголют даже дети:
«Надо признать, что в просвещенном веке
Весь результат – заслуга педагога,
Что гарантированно он, над человеком
Свершая обученье (в меру строго
И в меру ласково), кладет наверняка
Гранит науки в мозг ученика».
Звучит вполне разумно, если вы
Тем разумом, увы, обделены.
На старом чердаке полузабытом
Под слоем пыли в ветхом переплете
Нашел я рукопись. Название размыто.
Но содержимое (дай бог, его прочтете)
Столь интригует, что без лишних фраз
Я продублирую его для вас:
«Ученье – свет, а не ученье – тьма!»
Одна страница в книге той была.
Но столь короткое чернильное посланье
Ни сколь не умаляет содержанье.
Я прочитал… Потом перечитал…
Тем четче мысль, чем мысль эта короче.
Над этой я сидел без сна три ночи
И для себя внезапно осознал
То, что в потемках знаний и науки,
Где мы беспомощны, как в городе дикарь,
Нужны нам чьи-нибудь уверенные руки,
Чтобы как минимум держать фонарь;
Что педагог, тираном не являясь,
За нас не выбирает направленье.
Но светлой головою освещая
Тяжелых дум обширные владенья,
Он превращает, словно чародей,
Нашу дорогу в множество путей.
А мы уже, своим наивным взглядом
Окинув все многообразье троп,
С Вергилием, умелым гидом рядом
Средь сумрачных загадочных чащоб,
Решаем, где же без участья лени
Оставим свои нервы, слезы, время.
Помимо прочего, ловя за гриву суть,
Считаю должным я упомянуть,
Что знания не высшая награда.
Подобно нити Ариадны, те
Ведут нас к свету в полной темноте.
И позже, лишь минуя все преграды,
Преодолев гигантские ступени,
Которые пронзительно скрипят,
Мы открываем золотые двери,
Чтобы в дальнейшем обрести себя.
Вот дар, который с барского плеча
Нам предоставлен щедрым педагогом.
И если с ним совместный путь начать,
Приобрести возможно очень много.
И дело здесь не в том, что он всегда
Покажет нам, где суть, где ерунда,
А в том, что он направить может
Наш неумелый и ленивый ум
В страну глубоких интересных дум,
Пусть даже мы среди немытых ложек,
Кастрюль, ножей, стаканов, поварешек.
Все наставления его дают
Заметить среди грязи изумруд.
Но выбираем мы. Учиться или нет?
Принять ли опыт не из нашей жизни?
Я заявляю не без укоризны:
За нами окончательный ответ,
Решение обдуманное «за»,
Которое не взять потом назад.
Подумайте о том, по крайней мере
(Раздумия не скажутся на вас):
Не стоит отводить пытливых глаз,
когда учитель открывает двери.
Но стоит впитывать, мотать на ус, вникать,
Чтоб было из чего же выбирать.
Ну а когда, увы, мы неспособны
Забраться к выбранной уже двери,
То (я, простите мне, готов держать пари)
Нас педагог, почти отцу подобно,
Как маленьких беспомощных детей,
Взяв за подмышки и в одно мгновенье,
Посредством силы знаний и идей
Прямо на верхние несет ступени.
Спасибо мы ему за то в ответ
Будем твердить еще с десяток лет.
Но нынче говорят совсем иное.
И много мнений есть на этот счет.
Сейчас за сложное берут простое
Или зеркально все наоборот.
И педагог – почетное призванье –
(Сколь не старайся переубедить)
Для многих стало то ли наказаньем,
То ли услугой светской, без вниманья,
Которую всегда дано купить.
И речи не идет о чем-то, кроме
Обязанности раз и навсегда
Ученого во всем своем объеме
Взрастить из детского зеленого ума
И из ребенка сотворить титана
Идеи, логики, строжайшего порядка.
Все остальное поздно или рано
Само собой приложится в остатке.
Кто прав, кто виноват? Увы, не знаю.
Легенды повсеместно привирают.
Как относиться к ней? Конечно, дело ваше.
Мой друг, весьма умелый фантазер,
Еще и не такое вам расскажет.
Но просто, чтоб расширить кругозор,
Имеет место знать и разбираться.
Бывает, знание случайных тем,
Весьма дурных, как может показаться,
Спасает нас от тысячи проблем.
Что взять с легенды? Правда или ложь,
Без чашки чая тут не разберешь.
Константин ЛЬВОВ, педагог дополнительного образования центра внешкольной работы «На Сумском», призер в номинации «Секрет педагога» конкурса «Старт в педагогику»-2022
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».