Найти тему
Синдром Карагая

Тибетская тханка: икона, картина, азбука

Оглавление

Эффектные яркие картины на ткани – примета буддийской культуры, без которых наше восприятие традиции будет неполным. За 3 минуты вы узнаете все и даже больше, если, разумеется, потом подпишетесь на мой канал. Ставьте лайк в счет развития, и — поехали!

Первое, что цепляет взгляд в буддийском храме – разноцветные полотна с изображениями божеств. Они не скованы рамками, поэтому от малейшего сквозняка приходят в движение, кажется, будды и боддхисаттвы оживают, чтобы рассказать нам свою историю.

В переводе с тибетского «тханка» — «то, что лежит на плоской поверхности». Родившись в VII веке в Индии, тханка стала культом, вобравшим в себя индийскую традицию иконописи и формы живописи Непала и религии Тибета Бон.

Сюжеты тханка просты — истории о божествах, подобное мы видим, например, на иконах. Так что это не просто красивые картины, а религиозная принадлежность. Как иконы рисуют монахи, так и над созданием тханка работают служители культа. Знания и мастерство передаются от учителя к ученику, и как правило, обучение продолжается всю жизнь.

-2

Традиционная тханка — кусок тонкой ткани, сатина, льна или шелка, прямоугольной формы. Чтобы удобнее перевозить тханка из монастыря в монастырь, их сворачивают в рулончики — удобно, компактно, легко.

Создают тханка по определенным канонам, соблюдая форму, пропорции, священные цвета. Учитывая, что изображают кроме картинок еще и буквы, эти картины вполне подходят для обучения не только рисованию, но и чтению. Все сюжеты читают по часовой стрелке: с верхнего левого угла в центр, к главной фигуре.

Обучение рисованию тханка начинается с академической базы: монахи изучают пропорции человеческого тела, поименно всех божеств, их качества, подробности внешнего вида, и прочие мелочи, которые потом пригодятся. Учитывая, что пантеон в буддизме насчитывает тысячи героев, учеба – дело долгое.

Для души тханка не рисовали, только под заказ монастыря, поэтому итог зависел от мастерства художника, точности техзадания от ламы и количество часов религиозной практики. И одной крутой техникой рисования тут не обойдешься, подготовка и процесс рисования — это еще и медитации, молитвы и постоянные совещания со своей душой.

Еще момент: мастер никогда не должен держать ни в голове, ни в сердце вопрос цены готовой тханка. Только преданность делу, чистые помыслы и контроль эмоций.

-3

Начало

Пройдя весь период духовной подготовки и получив благословение, мастер начинает сам процесс. Сначала две-три недели готовится тканевая основа. В Непале тханка рисуют только в марте-апреле и октябре-ноябре. Тут никакой мистики нет, просто в эти месяцы нет дождей, а значит нарисовать, а потом тщательно высушить картину будет гораздо проще.

Основу натягивают на рамку, грунтуют смесью белой глины, воды и специального клея с добавлением благовоний или порошка трав. Затем смесь несколько раз процеживают через ткань. Слоев грунта может быть до 10, чтобы все было равномерно и плотно. Потом ткань снимается, выравнивается куском мрамора и снова «садится» на раму, чтобы высохнуть. Потом снова снимается, чтобы загрунтовать оборотную сторону и отполировать ее.

Пока полотно сохнет, мастер готовит кисточку и краски. Для каждой тханка положен новый комплект. Порошок из минеральных красителей смешивается с клеем, получая сначала палитру основных священных цветов (синий, зеленый, желтый, красный и белый), а потом по ходу дела готовятся оттенки.

Для особых случаев добавляется золото, янтарь, серебро, порошок из драгоценностей. Но если тханка будет нарисована акриловыми красками, это тоже нормально.

Кисточки сейчас используют современные, а вот раньше их делали из травы, шерсти коз, волос из ушей коровы или меха выдры. В ход шли перья птиц и даже кошачьи усы. Короче, что было под рукой, тем и рисовали, аккуратно начиняя пучком стебель бамбука.

Сам процесс

Пройдя обряды очищения и медитации, мастер начинает разметку, набрасывая основные линии, фон, центральные и второстепенные фигуры, попутно визуализируя будущую тханка.

Представляете, какая мощная сила заключается в каждой картине, от штамповки на быструю продажу даже не наметанный глаз отличит.

Разметка делается из угла в угол, определяя точный центр, в котором будет располагаться фигура божества. а дальше начинаются детали. У мастеров есть специальные атласы, где можно увидеть подробности – цветы, амулеты, облака, растения.

Тханка пишется сверху вниз. А сам процесс похож на раскраску-антистресс, когда все цвета наносятся по очереди. Сначала рисуется все, что должно быть синего цвета, затем идет зеленый, за ним оттенки светлее, и заканчивается рисование чистым белым.

Затем готовый рисунок снова сушат. Самыми последними прорисовываются центральные фигуры. Затем начинается отделка золотом и драгоценностями, стертыми в порошок — по факту там мелочи, но именно они занимают прилично времени.

С последним мазком краски тханка «открываются глаза». После ритуала мастер рисует глаза. Потом картина снимается с рамки и передается портному, который нашьет ее на кусок плотного шелка или парчи.

Готовая тханка проходит ритуалы освящения и передается в монастырь, ее заказавший.

Конечно, сейчас мастера пользуются и шаблонами, и современными красками, и рисуют за один-два дня, но коммерческие тханка все-таки отличаются от традиционных и никакой коллекционной ценности не несут.

Понравилось? Дайте знать в комментариях, и я расскажу вам подробнее о тех, кого изображают на тханка и для чего служит каждое из таких изображений.

-4
Дорогие читатели! Вы действительно поможете в развитии канала "Синдром Карагая", если поставите ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИШЕТЕСЬ НА КАНАЛ. Я ценю каждый комментарий и стараюсь ответить на самые интересные из них. Делитесь моими статьями в своих социальных сетях и мир станет только прекраснее. Белой дороги! Карагай🙏

Афиша, проекты и социальные сети Карагая