Найти тему
Записки артистки балета

"Корсар"

Сегодня отмечается Международный день хореографа. Этот день совпал с другой не менее интересной датой: 165 лет назад, 9 января 1858 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера балета "Корсар". Многие балетмейстеры обращались к этому спектаклю. Среди них - Мазилье, автор мировой премьеры в парижской Оперы, Перро, Сен-Леон, Петипа, а еще Горский, Чекрыгин, Чабукиани, Гусев, Константин Сергеев, Юрий Григорович...

Балет «Корсар» - третий по счету шедевр в этом жанре создателя легендарной "Жизели" - Шарля Адольфа Адана. "Корсар" он задумал создать на основе одноименной поэмы Дж. Байрона. Либретто к новому балету Адана было поручено А. Сен-Жоржу, который уже не первый раз сотрудничал с композитором. Осуществить постановку этого спектакля в Grand Opera должен был Ж. Мазилье.

-2

Долгожданная премьера нового балета состоялась в январе 1856 года. Главные партии исполняли К.Розати и Д.Сегарелли. Примечательно, что используемые сценические эффекты, а также декорации были признаны лучшими в то время. Инсталляция затопления судна, которую мастерски спроектировал машинист Виктор Сакре, была даже увековечена работой художника Гюстава Доре.

-3

Спустя два года балет "Корсар" был показан в Санкт-Петербурге на сцене Большого каменного театра. Хореографом спектакля выступил французский балетмейстер Ж. Перро, который в своей работе опирался на хореографию Мазилье. Партию Медоры исполнила Е.Фридберг, в роли Конрада выступил Мариус Петипа. Неизгладимое впечатление на публику произвела последняя картина с затопленным кораблем.

В том же году спектакль был показан в Большом театре в Москве.

-4

На сцене Мариинского театра балет был поставлен в 1863 году. Произошло это благодаря стараниям Мариуса Петипа. Партию Медоры исполняла Мария Петипа (Суровщиковой).

В дальнейшем балет много раз успешно ставили, в него вносились различные изменения, добавлялись всевозможные вставные номера и музыка других композиторов.

-5

Я принимала участие в трех "Корсарах", шедших на сцене Большого театра. Первый - был поставлен в 1992 году Константином Сергеевым (с использованием хореографии Петипа). В 1994 году Юрий Григорович на основе этой редакции создал свою версию балета. Третий варант балета был поставлен в 2007 году А.Ратманским и Ю.Бурлакой. В спектакле была использована хореография М. Петипа и Петра Гусева, также оставлены многие вставные номера с музыкой Л. Делиба, Ц. Пуни, Р. Дриго и других композиторов. Спектакль, идущий в декорациях, воспроизводящих стиль академический сценографии конца XIX века, даёт наиболее полное представление о старинном петербургском «Корсаре». Ключевые хореографические структуры и пантомимные сцены восстановлены по материалам из Гарвардской коллекции Николая Сергеева и документам, относящимся к различным версиям Петипа. Это была самая дорогая постановка спектакля в истории балета. Последний раз на сцене Большого театра спектакль шел почти два года назад - 6 февраля 2021 года.

Интересно, что костюмы из сцены "Оживленный сад" использовались в концерте, посвященном открытию исторической сцены.

Я предлагаю вашему вниманию спектакль 2007 года с Марией Александровой и Николаем Цискаридзе в главных партиях