Найти тему

Глава3. Излишек и изобилие образовательных услуг как последний аргумент.

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Что такое витрина? Витрина - это прежде всего ощущение. То самое ощущение шопинга, когда дофамин и восторг захватывают ваш разум. Заходя в торговый центр, вы сразу понимаете, что Вы больше не в Канзасе. Это первое, что сказала Эли, очутившись в волшебной стране. Это первое, что говорим мы, пережив дефицит 90х. Сегодня торговый центр — это наш изумрудный город. Он успокаивает. В его витринах нет грустной пустоты. Напротив, пространство заполняет настоящее изобилие: излишек, широта выбора, логика композиции, тщательная выборка, игра света, комбинаций, возможностей, и собственно удовольствие, сопровождающее любой поход в магазин.

Здесь излишек подстерегает нас повсюду: в том, как раздаются пробники духов у входа в торговый центр, в бесконечных скидках, распродажах, ликвидациях складов, бонусах, кэш бэках, карт лояльности, купонах, в give away, в каждой третьей бесплатной покупке, в айфоне каждому тысячному посетителю. Всё это намекает на финансовые чудеса, сверхпроизводство общественных благ и даже их расточительство.

Чудо излишка, избыток сверхпроизводительности ощущается в том факте, что товары, в условиях глобализации, ведут себя совершенно по-другому. Их главная цель не столько в том, чтобы быть проданными, как в том, чтобы расширить спектр выбора: создать империю люстр, королевство тапочек. Всегда найдется пара артиклей (розовые или салатовые валенки со стразами), которые никто не купит в здравом смысле, но они там есть лишь для того, чтобы увеличить спектр возможностей, убедить в иллюзии выбора, и даже в излишке предложения, опережающего спрос.

Подобно фотографии из прошлого, поймавшей тот самый миг в улыбке ребёнка, витрина стремится в статическом образе одетых манекенов поймать тот самый миг из Вашего будущего, где вы абсолютно счастливы. Она заставляет Вас галлюцинировать о собственном потенциальном могуществе. Где-то здесь в стеклянных фасадах коллекции возможностей, головокружительное счастье идеальной находки. Но до неё ещё нужно добраться, перемерив кучу вариантов, найти то, что идеально подчёркивает индивидуальность Вашего неповторимого характера и рациональность самой покупки.

Излишек и изобилие чувствуется в том, как Витрина переигрывает бытность, здесь повседневные удовольствия принимают глобальный формат. Кажется, что все мы для того и созданы, чтобы выбирать играючи, чтобы жить в торговых центрах, а в них действительно можно жить, питаясь в фуд кортах и кофейнях, расслабляясь в зонах отдыха, сидя в кожаных креслах для массажа, пока Ваши дети весело играют в игровых комнатах под присмотром специально обученного персонала, дабы ничто не отвлекало Вас от шопинга.

Всё прекрасно с рынком образования, кроме сочетания самих слов: «рынок» и «образование», которые намекают на то, что свои шопоголики есть и тут.

Сегодня утром Айжан отправилась на бесплатный вводный урок по бизнес английскому. Ей бы никогда не пришло в голову изучать бизнес кыргызский или бизнес русский, однако она верит, что существует тот самый бизнес английский. Его существование также очевидно, как те салатовые валенки со стразами, увеличивающие спектр выбора. Наверняка у английских бизнесменов своя отдельная грамматика и уж очень специфический словарный запас.

Если ей понравятся эти курсы, она обязательно примет участие в инстаграм лотерее, где за «лайк» и «репост» можно получить целый месяц бесплатных занятий с супер коучем со стажем преподавания в 120 лет, который не только передаст необходимые знания по теме present perfect, но и внушит мотивацию. Удобно покупать мотивацию и знания в одном пакете. Удобнее всего выиграть всё это в инстаграм, чем платить.

Айжан уже приводила двух своих друзей на другие курсы английского, за что получила бесплатные купоны на участие в летнем языковом лагере. В этом недельном лагере они целый день общались на английском, но потом решили, что на русском общаться лучше, если совмещать с шашлыками и бассейнами, которые оказались важнее. Сегодня, после удачного вводного урока она примет участие в бесплатном недельном марафоне по грамматике времён, который проводит эксперт из иной языковой школы.

После обеда, она пойдёт на ярмарку международного образования, где узнает, как поступить и бесплатно обучаться в ведущих университетах мира. Оттуда она вернётся не с пустыми руками. Ей, как и всем, дадут совершенно бесплатно тайный чек лист о том, как готовиться к поступлению в американские вузы. И повсюду Айжан ждут бонусы, скидки, плюшки, ништяки. Куда бы она ни пошла, Айжан всё больше и больше заряжается желанием учиться. Каждый её шаг обречён на успех.

Как видно, насыщенный день Айжан подразумевает предчувствие удовольствия от самого выбора, от излишка выбора, от излишка знаний, от излишка самого желания учиться, производимого нашим образованным обществом. Всё эти отзывы людей, которые уже воспользовались образовательными услугами и добились успеха, напоминают манекены в витринах. Айжан вслушивается, вчитывается, представляет себя на их месте. Вот если бы мне эту шляпку... Вот если бы мне тоже учиться в Болгарии. Она примеряет образы, роли, градус воображения зашкаливает. Участвовать в ярмарке образования уже кое-что значит. И даже если Айжан пройдётся по магазинам, ничего не купив, она всё равно принесёт с собой впечатления от возможных возможностей, бесконечного выбора, порождаемого коллекциями в бутиках чьих-то успешных историй.

Так проходит день за днём в головокружительной жизни Айжан. Всё нужно успеть, всё нужно попробовать. Всё на лету, из маршрутки в маршрутку, из такси в такси, из двери в дверь бежит она сломя голову. У Айжан в столь молодом возрасте забитое расписание. Всё меньше и меньше времени остаётся на выполнение домашней работы и всё больше времени уходит на апробирование новых возможностей, новых курсов, школ и методик. Всё больше времени уходит на то, чтобы учить что-то, и всё меньше времени остаётся на то, чтобы действительно выучить что-то. Ей срочно нужен двойник, ей нужно клонировать себя, и не для того, чтобы наконец что-то выучить, а для того, чтобы успеть попробовать больше. У Айжан в буквальном смысле нет времени овладеть языком. Её деловое расписание не подозревает выполнения такого активного действия. Скорее, её поведение крайне пассивно: ей предлагают, а она соглашается. Вместе с английским ей предлагают фехтование, шахматы, бассейн, программирование, бальные танцы, бильярд, плетение бисером - список тянется до бесконечности, а Айжан на всё покорно соглашается. Ну как от всего этого можно отказаться? Такого всесторонне развитого человека, как Айжан, нельзя критиковать. Её можно только любить, ей можно только восхищаться.

Нелогично говорить об отсутствии у современного поколения желания учиться. Его как раз-таки в избытке. Другое дело, что желание это не совсем настоящее. Я бы даже сказал совсем не настоящее. Как у настоящего шопоголика, оно образуется не по-настоящему, оно формируется по мере продвижения по коридорам торговых центров, как результат воздействия рекламного зомбирования. У Айжан, как образовательного шопоголика, много возможностей, но мало усилий – и в этом суть образовательного шопоголизма.

Может показаться, что критика Айжан заключается в том, что она растрачивает себя и все свои усилия в разных, не связанных друг с другом направлениях. Если бы она отказалась от всех других затей и работала только над английским или математикой, то наверняка бы овладела большим мастерством в выбранном предмете, подобно острой игле, направляющей всё приложенное давление в единый центр. Но суть как раз в том, что даже в этом случае, у неё ничего бы не вышло. Проблема Айжан заключается в отсутствии усилия, именно поэтому она и цепляется за все возможные образовательные услуги, дабы их излишек служил оправданием изначально отсутствующего усилия. Короче, мнимое изобилие рынка образования порождает лишь мнимое желание учиться.

Специализированные школы и методики, английский за три месяца, покупка вдохновения и мотивации, - все это товар, который успешно продаются коучами. Этот товар хорошо реализуется потому, что на него, к сожалению, есть спрос. Общество постепенно отучивали от других вариантов.

Очевидно, что во всепоглощающем обществе потребления, шопоголизм вызывает смиренную улыбку и является болезнью лишь потому, что шопинг опережает финансовые возможности конкретного индивидуума. Говоря иначе, шопоголизм есть гражданский долг, законный антидеприсант, философия, смысл существования. И если обычный шопоголизм ускользает от общественной критики, то так-называемый образовательный шопоголизм и вовсе остаётся ею незамеченным. Разве возможно критиковать наше общество за изобилие самого желания учиться, которое было в дефиците у многих представителей предперестроечного и послеперестроечного поколения, подобно пустым полкам 90х?

Не только спрос формирует предложение, но и предложение формирует спрос. Теперь, когда индустрия шопинга производит массовое желание учиться, любая критика обречена на провал. Вас сразу обвинят в пессимизме, токсичности. Вся магия инфоциган обернётся против Вас. Излишек, изобилие самого желания учиться, свободу выбора образовательных продуктов критиковать нельзя. Можно только гомогенизироваться в них. А новые образовательные продукты можно встречать только как актуальный и непрерывный тест на общественную адаптацию. Вы уже отдали детей на ментальную арифметику? А на нейро-ментальную арифметику? А на ультро-мета-мега-нейро-ментальную арифметику? Однако, если задуматься, то станет очевидным, что все эти мега, мета и ультра не несут определенного смысла, они являются пустыми знакам.

Текст с такого рода пустыми знаками (LoremIpsum), цель которого не передать информацию, а просто заполнить пространство, используют программисты и веб-дизайнеры.