Найти тему

Не трудно быть богом: Стругацкие и СВО

Оглавление

Вряд ли у кого-то были сомнения, какой ответ даст киевский режим на предложение Москвы объявить 36-часовое Рождественское перемирие.

Отказ последовал в самой грубой, хамской форме: мол, всё это попытки выиграть время и вообще сплошное лицемерие. В пятницу, 6-го января, ровно в полдень, когда в одностороннем порядке начал действовать объявленный Россией режим тишины, украинские националисты обстреляли Донецк. Обстрелы продолжались и на следующий день, в Рождество.

Проверенные в идеологических боях российские либералы оказались в двусмысленном положении. С одной стороны, они уверяли, что за любой кипиш, кроме войны, а тут появляется шанс хоть немного, но приблизиться к миру. С другой стороны, правительства большинства стран, куда перебрался пёстрый табор иноагентов, предложенную Россией мирную передышку не одобрили, мол, всё это путинские уловки. Этих же позиций должны придерживаться и наши релоканты – независимо от того, что они думают на самом деле.

Кадр из фильма "Трудно быть богом"
Кадр из фильма "Трудно быть богом"

Чем приходится расплачиваться за не ко времени и не к месту ляпнутое слово недавно испытал на себе оппозиционный телеканал «Дождь». Среди вчерашних соратников тут же нашлись желающие поддержать экзекуцию. Как сказано в повести братьев Стругацких «Трудно быть богом»,

«Почему бы даже благородному дону не принять пару розог от имени его преосвященства!»

О братьях-фантастах вспомнил не случайно: их идеи, их герои, цитаты из написанных ими книг до сих пор используют в спорах, особенно если спорщики – мужчины за сорок. В Стругацких находят провидцев самые разные люди: политологи и политики, публицисты и артисты, программисты и дизайнеры, продюсеры, блогеры…

Они считают себя духовной элитой общества, по традиции, идущей со времён хрущёвской «оттепели».

Тогда часть советской интеллигенции, преимущественно московско-ленинградские ветви, захотела не только пользоваться теми же благами, что и представители власти, но и ощутимо влиять на власть. Технари и гуманитарии решили: советско-партийный аппарат должен поделиться с ними полномочиями, ведь «физикам и лирикам» отведена особая роль в истории.

Иллюстрация Юрия Макарова к повести Стругацких "Обитаемый остров"
Иллюстрация Юрия Макарова к повести Стругацких "Обитаемый остров"

Суть этой концепции излагают Дмитрий Володихин и Геннадий Прашкевич, авторы биографии братьев Стругацких.

«Интеллигенция обязана заставлять власть и неподатливый народ принимать её принципы. Она видит будущее — чистое, красивое, благоустроенное. Но дойти туда можно, лишь сломив упорство фашистов, оказавшихся у власти или рвущихся туда, и перевоспитав массы. Видение мира, присущее книжникам, учёным, мудрецам, — истинное; если правительство выбрало другой идеал, то оно либо заблуждается, либо становится врагом. В любом случае, при столкновении по всем существенным вопросам представлений интеллигенции с представлениями власти или, скажем, народа права интеллигенция».

Непогрешимость – как у римского понтифика.

Самомнение – выше башен Москва-Сити. «Мы здесь власть!» Помните ещё такую кричалку и её глашатая?

Обязательная, как программа лояльности в торговой сети, и такая же надуманная, угроза фашистов, стоящих на пути людей с хорошими лицами.

Кадр из фильма "Обитаемый остров"
Кадр из фильма "Обитаемый остров"

Фашизм в глазах либеральной интеллигенции – это Традиция.

Именно так, с большой буквы, у Володихина и Прашкевича. По их мнению, традиционные ценности позволяют удерживать общество в подмёрзшем состоянии, удобном для власти, которая попутно уничтожает интеллигентов – людей, открывающих будущее. Есть ли у всего у этого какой-то внятный результат?

Когда-то в детстве один пацан играл в дона Румату, а другой в дона Рэба.

Не трудно быть богом, когда у тебя за спиной мега-цивилизация, Институт прогрессорства, немерено гуманитарки, а в случае чего – спутник с лазерным высокоточным оружием на орбите. И очень трудно оставаться самим собой – политиком, ответственным перед народом и Богом за свою страну, которую там, в другой галактике изучают в школе как пример полицейско-тоталитарного государства.