Итак, мы вернулись к нашим «игрекам», которые доставляли оружие в Испанию в 1936 году. В нумерации «игреков» идет небольшая путаница, ибо были они «балтийскими» и были «черноморские» но с одним и тем же номером.
Так, например, Y-7 это и балтийский «Андреев» и черноморский «Курск». Y-8 это и черноморский «Благоев» , и балтийский «Artza Mendi».
А, вот Y-9 всего один. Доставки через Балтику прекращаются. Я сказал «нашим игрекам»? Это я погорячился. Все дело в том, что груз теперь везут не наши суда. Причин несколько (о них чуть позже).
Главная причина заключается в том, что испанцы сами стали закупать то, что им было нужно, и сами стали фрахтовать суда (заодно, меньше риск потери тоннажа).
Y-9 «Aldecoa» ( водоизмещение 5800 тонн) грузился в Севастополе на Картахену. Груз 31 штурмовик Р-5ССС, 31 летчик возглавляемые Константином Гусевым, 47 человек наземного персонала и 7 рабочих-сборщиков завода № 1. Загрузилась штатная эскадрилья (по штату и должен быть 31 самолет), укомплектованная, в основном из личного состава 114-й бригады, считавшейся «химической» (т.е. работавшей с выливными приборами) и лидировавшей в освоении ССС.
Что такое Р-5ССС? 2 марта 1934 г. вышло постановление Совета труда и обороны СССР, требовавшее от Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) к 1 мая того же года выставить на испытания опытный образец "Р-5 - штурмовика со ШКАС". Кроме мотора М-17Ф, самолет имел меньший вес и лучшую аэродинамику. На шасси предусмотрели обтекатели. Слово "скорострельный" означало то, что на нем стояли четыре пулемета ШКАС. В фюзеляже под полом кабины пилота находились два небольших бомбоотсека для 20 бомб калибром 8-10 кг. Они размещались горизонтально в т.н. "кассетницах": спереди в три ряда, сзади - в два. Кроме того, бомбы калибром до 250 кг можно было подвесить на четыре бомбодержателя Дер-31, дюралевые балки которых убрали внутрь нижнего крыла. В качестве оборонительного вооружения, вместо традиционной для Р-5 турели Тур-6 со спаренными пулеметами ДА, на ССС установили новую Тур-8 конструкции Токарева с одним ШКАСом. Он имел непрерывное ленточное питание от патронного ящика на 1000 патронов, что уже являлось существенным преимуществом перед ДА, требовавшим менять диски после каждых 63 выстрелов.
Самолеты взяли из числа уже эксплуатировавшихся. Их свезли в Севастополь, где уже ждали техники Качинской авиашколы. Машины проверили, разобрали и упаковали в ящики, изготовленные севастопольским заводом No.45. 29 октября 1936 г. под погрузку встал испанский пароход "Алдекоа". На нем разместили все самолеты (24 фюзеляжа уложили в трюмы без ящиков), бензозаправщики, автостартеры и прочее имущество.
Портом назначения "Алдекоа" 11.11.1936 г. стала Картахена. Оттуда самолеты перевезли в Мурсию, где за пять-шесть дней под руководством инженеров Грицука и Новикова собрали. Затем штурмовики по воздуху перебросили под Мадрид. Так в республиканских ВВС появилась группа 15. В соответствии с принятой в Испании структурой, нашу эскадрилью разделили на три. 1-й эскадрильей командовал А.Стрелков, 2-й - В.Левский , 3-й - Тупиков. У испанцев ССС получили прозвище "Расанте" ("Бритва"). Первый боевой вылет был сделан уже 2 декабря 1936. Эскадрилья работала так активно, что вылетала свой ресурс почти за месяц. Отметим один интересный факт: в бой самолеты пошли не сразу. Почему? Ну, потому, что патроны для ШКАС пришли только на Y-12 «Mar Caribe» а, обычные не годились (гильзы рвало). Опыт их боевого применения (несмотря на бравурные донесения) был… не очень удачным. Но не потому, что самолет был плох. Летчики к нему еще не приноровились.
Первый боевой вылет состоялся 2 декабря 1936 г. С аэродрома Санта-Крус-де-ля-Сарса (в 70 км от Мадрида) девятка ССС отправилась бомбить вражеский аэродром Торрихос. Потеряна одна машина.
В тот же день 12 штурмовиков атаковали аэродром Талавера, где по агентурным данным базировались самолеты итальянского экспедиционного корпуса. Результаты не привожу, т.к. у летчиков они всегда спорные.
Шедшие в хвосте штурмовики были повреждены осколками бомб (взрыватели не имели замедления) Оказались пробитыми радиаторы, и вода из них вытекла. Экипаж Волкова совершил вынужденную посадку недалеко от неприятельского аэродрома. Командир попал в плен, а судьба штурмана Акуленко осталась неизвестной. Летчику другой машины Поливалову удалось пересечь линию фронта, но, приземлившись, авиаторы ошиблись в своем местонахождении и сожгли ССС. Остальные 10 штурмовиков на обратном пути впервые столкнулись с вражескими истребителями. Четверка Не-51 атаковала их, но безуспешно Франкисты объявили об уничтожении четырех Р-5 - одного зенитчиками и трех истребителями CR.32. Утром следующего дня 27 ССС под прикрытием 30 истребителей нанесли удар по войскам франкистов южнее Касо-дель-Кампо.
4 декабря эскадрилья Тупикова отправилась бомбить железнодорожные эшелоны, но заблудилась и случайно вышла к аэродрому Навальмораль-де-ла-Мата (в 60 км от Талаверы), где обнаружила Ю-52. Второй вылет в тот день совершили против аэродрома в Севилье. О результатах его в "Журнале" сказано кратко: "Наблюдались прямые попадания". На обратном пути семь ССС обстреляли обоз. Потерян один самолет Г.Никифорова и летнаба Шукаева. Самолет сожжен, экипаж пленен.
Из справки о потерях правительственных (республиканских) танков и самолетов за период с 28 октября 1936г. по 2 января 1937г.:
«Всего уничтожено правительственных танков - 20.
Из них:
а) уничтожено артогнем - 17
б) уничтожено танками - 3
Из 20 уничтоженных танков остались на территории мятежников - 9.
... Всего уничтожено 28 самолетов. Из них:
а) Сбито в воздушном бою - 18 (И-15 - 7, И-16 - 4, СБ - 3, ССС - 4 самолета)
б) Уничтожено на аэродромах - 2 (СБ - 2 самолета)
в) Выведено совершенно из строя (погибли) по другим причинам - 8 (И-15 - 2, И-16 - 1, СБ - 5 самолетов)».
Ладно, участие в боях этого формирования - тема отдельная.
Y-10 «Cabo Palos» Маршрут: Севастополь-Картахена (15.11-25.11.1936г.) Груз:
- 37 танков Т-26 (и 100 тыс. 45 снарядов к ним)
-84 английских 115-мм гаубиц Vickers (и 90.522 снарядов к ним)
-как указывается в некоторых источниках «400 винтовок Chauchat». Естественно, это никакие не винтовки, а, ручные пулеметы Шоша (и 4 млн. патронов к ним)
-1010 пистолетов иностранного производства (и 505 тыс. патронов к ним)
-1.920 винтовок «Маузер» (и 20 млн. патронов к ним)
-70 тыс. ручных гранат
11-го «игрека» нет
Указан еще один рейс «Artza Mendi» под номером Y-10 с грузом 900 пулеметов «Кольт» и 600 станковых пулеметов.
Кроме того, есть «черноморский» рейс парохода «Чичерин» (Chicherin). Это советский грузо-пассажирский пароход (бывш. "Пинцесса Евгения Олденбургская", 1903г., 1852 брт ). 17.11. - 26.11.1936г. Рейс Севастополь - Картахена. 200 танкистов и техников, кроме того летчики, инструкторы, артиллеристы. Может, он и был 11-м (но, это не точно)
Y-12 «Mar Caribe» так указано у нас (в испанских источниках он указан еще одной, третьей по счету «десяткой», но, думаю, это все же ошибка) Рейс Севастополь-Картахена 20.11. - 30.11.1936г. На борту:
-84 тысячи снарядов 115-мм
-19 танков Т-26
-600 тыс. патронов ШКАС (с пулей Т-30)
-200 тыс. патронов ШКАС (с пулей БТ)
Кроме того (сюрприз!) , 235 тыс. патронов (с пулей БЗТ-44, только разработанной в ОКБ-44) и не совсем легальной на тот момент, экспериментальной пулей ПЗ (пристрелочно зажигательной, в просторечии, «красноносой» -разрывной).
Испанский пароход «Marc Caribе» (5500т., 5192 GR, 6100DW) грузился в Севастополе, на борту было написано «Измир» и развивался турецкий флаг, при этом любой кто разбирался понимал что испанский однотрубный пароход никак не мог походить на турецкий двухтрубный лайнер «Измир». На судне в Испанию отправлялись 13 советских добровольцев. Начальником был назначен капитан танковых войск Иван Коротков. 20 ноября 1936г. «Marc Caribo» вышел из Севастополя. Не успел скрыться берег, а корабельные мастера уже перекрашивали трубу и бортовые надписи. Из турецкого парохода «Измир» судно превратилось в мексиканский «Мар Табан», следующий из румынского порта Галац в мексиканский Вера Крус. Через 36 часов после отбытия из Севастополя подошли к Турции. Лев Хургес вспоминал: «Поскольку проход через Босфор требовал соблюдения некоторых формальностей, к этому времени мы уже стали испанцами. Убрали вторую трубу, перекрасили настоящую и подняли красно-желто-фиолетовый флаг».
При проходе Босфора все русские сидели по каютам. В Средиземном море снова стали мексиканским пароходом «Мар Табан». Относительно спокойно пройдя Средиземное море, корабль всего на сутки пришлось остановить у мыса Тенис для ремонта паровой машины
Как потом выяснилось о передвижении «игрека» фашистам было известно. Флагман франкистского флота «Канариас» в ночь ожидаемого прибытия находился в районе предполагаемого прибытия, но остановка для ремонта машины у мыса Тенис спутала все карты разведки противника, который посчитал, что судно уже проскочило мимо.
На начальном этапе наше правительство финансировало поставки вооружений из собственных средств возмещенных потом испанским золотом. К 15 ноября на отправку в Испанию 455 человек и 9 транспортов с оружием было затрачено 2300 тысяч рублей и 190 тысяч долларов (это только прямые затраты, без стоимости вооружения, взятого из частей). На заседании Политбюро 22 ноября было дополнительно выделено 3468,5 тысяч рублей и 48,5 тысяч долларов для финансирования отправки 270 человек и 5 судов.
В период 23 декабря 1936 - 14 февраля 1937 гг. пришли четыре транспорта с вооружением, но о них в следующий раз.