Один из самых аристократичных, сложных в освоении, трепетных к настройке инструментов - скрипка, имеет трудную и противоречивую историю, насчитывающую уже более пяти веков.
Как только голос нынешней «королевы оркестра» ни воспринимался в прежние времена: и как грубый и крикливый, пригодный только для площадей («инструмент крестьян» и «ярмарочных артистов») и как инструмент ангелов, и как голос дьявола.
При дворе этот инструмент был принят только в конце XVI века, когда Карл IX заказал скрипки для своих дворцовых музыкантов. С этих пор и начался процесс совершенствования звучания, который привел к появлению в XVII веке трех гениев - итальянских мастеров, творчество которых до сих пор, при всем развитии современных технологий, никому не удалось превзойти.
Никколо Амати, Антонио Страдивари и Гварнери Дель Джезу ценой многих и трудных исканий подняли звучание скрипки на недосягаемую высоту.
Благодаря им ее голос стал неповторимым и уникальным, ей стала подвластна вся экспрессия человеческого голоса и души. Скрипка и поет и плачет, и радуется и тоскует, она способна передать и голоса природы: птичий щебет, журчание воды, нежность распускаюшихся бутонов…
К звучанию скрипки solo обращались все выдающиеся композиторы, да и просто невозможно представить себе партитуру любого симфонического произведения без партий скрипок.
В оркестре скрипки занимают почти треть состава, при этом именно им чаще всего композиторы поручают проведение темы. Прозрачно и трепетно, тепло и насыщенно звучит их голос, особенно поддерживаемый альтами, виолончелями и контрабасами. Скрипки прекрасно сочетаются и с группой духовых инструментов, особенно с деревянных и даже с ударными!
Скрипка многолика: ее можно услышать не только в классическом оркестре, но и в джазовом ансамбле, неповторима она и в стиле кантри, в рок- и поп-музыке.
В качестве предков скрипки рассматривают индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель.
Скрипка, особенно если она изготавливается не в заводских условиях, а скрипичным мастером – очень сложный инструмент, чуткий к породам дерева, из которого он создается и особенно - к лаку, которым покрывается. Имеют значения тончайшие отклонения в замерах и пропорциях деталей, а их более, чем 70!
Дерево, как известно, требует серьезного подхода к выбору, обработке и последующему уходу. За многолетнюю историю существования скрипки, мастера применяли для ее изготовления различные виды древесины: ель, клен, ольха, липа, тополь, груша, акация, орех, экспериментируя и пытаясь найти лучшее звучание. Лучшим материалом для скрипки считаются деревья, выросшие в горах. Обусловлено это тем, что они имеют повышенную устойчивость к перепадам температуры и влажности.
По одной из версий лак, секреты создания которого так тщательно охраняли итальянские мастера, служил не только для сохранности и долговечности скрипок, но и обеспечивал особое, неповторимое звучание каждого конкретного инструмента.
По мнению других, лак был самым обычным для того времени и этой смесью льняной олифы и смолы хвойных деревьев пользовались не только все скрипичные мастера Кремоны и окрестностей, но и обычные мебельщики. А вот окислители, которыми пропитывалась древесина для защиты от древесных жучков, влияла в гораздо большей степени на качество и красоту звука, нежели лаковое покрытие. По преданию, Страдивари огромное внимание уделял минеральному составу этих пропиток, но, к сожалению, секрет его так и остался нераскрытым и после смерти Мастера никто не смог повторить этот состав.
Есть еще одна особенность, которая сделала скрипки великих итальянских мастеров уникальными. Традиционно деки скрипки (верхняя и нижняя поверхности) делаются из разных сортов дерева, верхняя обычно из ели, а нижняя – из клена. На качество звука больше влияет верхняя, еловая, дека.
На томографе анализ структуры еловой древесины в скрипках Страдивари, Амати и Гварнери показал, что она необычайно однородная и плотная и причиной тому - период похолодания в Европе, в результате которого годовые кольца на елях были необычно узкие. Эта древесина и стала уникальным резонатором скрипок великих мастеров.
Но самым главным секретом, конечно, был не выбор древесины, состава окислителей, лака, ни тонкости замеров - а труд, бесконечный многолетний труд, длиною в жизнь, полную поисков и отчаянья, вылетов и падений, надежд, поисков звучания такого голоса, который мог бы передавать тончайшие движения души. И это не было их работой, это было их смыслом жизни: желание божественной красоты и уникальности звука. Все, что получилось, далось ценой их великих жизней.
На сегодняшний день в мире сохранилось около 550 скрипок Страдивари. Каждая из них – это настоящее произведение искусства. Особо ценны музыкальные инструменты, которые мастер создал в золотой период своего творчества – с 1700 по 1720 год.
Когда я знакомлю своих учеников с звучанием скрипки, то одной из первых ставлю запись Давида Ойстраха «Рондо-каприччиозо» французского композитора Камиля Сен-Санса.
На протяжении своей жизни Ойстрах играл именно на скрипках Страдивари, принадлежавших Советскому Союзу. Первоначально он выбрал 1702 Conte di Fontana Stradivarius, на котором играл в течение 10 лет, прежде чем обменять его на 1705 Marsick Stradivarius в июне 1966 года, на котором играл уже до самой смерти. Сердечность, искренность,сладость, пронзительность и трепетность голоса этой скрипки остаются в душе слушающего навсегда.
Итак, «Интродукция и Рондо каприччиозо» Камиля Сен-Санса в исполнении Давида Ойстраха и скрипки Страдивари: