Аврелий Августин Иппонийский – (Блаженный Августин) – христианский богослов и философ, выдающийся проповедник, епископ Гиппонский. Блаженный Августин – один из величайших отцов Церкви. На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Августин Аврелий является святым у католической, православной и лютеранской церквей.
Августин Аврелий появился на свет 13 ноября 354 года в небольшом городке Тагаст в Северной Африке (на территории современного Алжира) в семье небогатого римского чиновника. Помимо Аврелия, в этой семье родилось еще двое детей.
Отец Августина, Патриций - придерживался язычества, а мать, Моника, была набожной христианкой и делала все возможное, чтобы привить сыну христианство, а также дать ему хорошее образование. Она была очень добродетельной женщиной, стремящейся к праведной жизни. Возможно, именно благодаря этому, ее муж Патриций, незадолго до смерти, принял христианство и крестился.
Первоначальное образование Августин получил в местных школах Тагаста и Медавра, а затем продолжал его в школе риторики в Карфагене - величайшем городе Римской Африки. По окончании учебы стал там же и преподавать риторику.
В 17 лет, будучи в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой женщиной, которая стала его сожительницей на 13 лет и на которой он никогда не женился, так как она принадлежала к более низкому социальному классу. В древнем Риме незамужняя женщина низшего сословия, находившаяся в сожительстве с мужчиной, называлась конкубиной. Такие отношения, называемые в Римском праве конкубинатом, не считались зазорными, но было лишено всех прав, какие имел законный брак. Дети в таком браке считались незаконнорождёнными. В 372 году у Августина в конкубинате родился сын Адеодат - «Данный Богом». Именно в этот период Августин произнёс своё изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, ещё не сейчас!».
В 373 году, после прочтения «Гортензия» Цицерона, Августин стал изучать философию: плотиновские «Эннеады», произведения Платона («Менон», «Тимей» и «Федон»). Продолжив духовные поиски, он обратился к манихейству - еретическому учению, враждебному христианству. Его основоположник перс Мани, много путешествовавший по Ирану, Средней Азии и Индии и казненный позже персидским шахом, опирался на религиозные идеи зороастризма.
Основной этико-социальный вывод учения состоял во враждебном христианству утверждении о неистребимости зла в окружающем мире. Манихейство предлагало путь преодоления мира зла этическим путём. Спасение осуществимо в условиях строжайшего аскетизма: воздержания от мясной и некоторых видов растительной пищи, полного безбрачия, избегания контакта с «тленными» вещами. Манихейцы отрицали человеческую природу Христа и считали его лжеучителем.
Как приверженец манихейства, Августин приехал в 383 году в Рим, где при помощи манихеев организовал школу риторики. Но, постепенно, в нем нарастало разочарование и в манихействе. В «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. Окончательно он утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.
Манихеи утверждали, что в мире существуют два противоборствующих начала – доброе и злое. Добро в мире – от доброго начала, возглавляемого благим богом, владыкой света, а зло – от злого начала, от сил мрака: эти два начала постоянно борются друг с другом, потому и в мире добро и зло все время в борьбе.
Августин задался вопросом: «А в чем смысл этой борьбы?». Ведь любая борьба имеет смысл только тогда, когда одна из сторон надеется победить. Но в чем смысл борьбы сил мрака с благим богом, если он бессмертен и вечен? И зачем благому богу вступать в борьбу с силами мрака? И тогда Августин задал своим друзьям-манихеям вопрос: «А что сделают силы мрака доброму богу, если добрый бог откажется от борьбы?». Ведь причинить боль ему нельзя: бог бесстрастен; убить тем более… Так зачем бороться? Манихеи не смогли ответить на этот вопрос.
По мере разочарования в манихействе, Августин склоняется к скептицизму, но позже разуверился и в нем. Свой скептицизм Августин преодолел в таких философских произведениях, написанных в 386-387 годах, как «Против академиков», т. е. скептиков, «О блаженной жизни» - о способе познания сверхчувственных истин, «О порядке», «Монологи» - о зависимости человеческого счастья от познания бога, «О бессмертии души».
В возрасте 28 лет честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.
Здесь Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога, как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности, проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением. Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской веры стало его знакомство с «Посланием к Римлянам святого апостола Павла». Это было очень сильное переживание, о котором сам Августин так написал в своей «Исповеди»: «страшная буря во мне разразилась ливнем слез… я открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: «Не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа…» Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста мое сердце залили свет и покой, исчез мрак в моих сомнениях».
На Пасху 387 года, в возрасте тридцати двух лет, Августин, вместе с сыном Адеодатом, был крещён Амвросием в Медиолане.
Карьера Августина в Милане не заладилась из-за усиления его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через два года он оставил свою преподавательскую должность в Милане. В это же время на Августина обрушилась череда бед и страданий: сначала жена ушла от него к любовнику из низшего сословия, через некоторое время умер его сын-подросток.
Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет, предварительно распродав и раздав бедным всё своё имущество, был решительно настроен вернуться на родину и забрать с собой мать, однако по пути в родную провинцию Нумидия, 56-летняя Моника скоропостижно скончалась в небольшом городке Остия, где и была похоронена.
По возвращению на родину, Августин организовал монашескую общину и стал одним из наиболее активных деятелей христианской церкви, неумолимым врагом и гонителем многочисленных «еретиков», отступников от ее официальной доктрины.
Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было шесть христианских церквей, греческий епископ Валерий рукоположил Августина в пресвитеры, а в 396 году назначил его викарным епископом, коим он оставался до конца жизни.
Августин возвел монастырь, который стал пристанищем для него самого и его немногочисленных друзей. В последние годы жизни Августин был полностью обращён в веру - всё свободное время он проводил, придерживаясь поста и читая молитвы. Истинно христианскую жизнь он понимал, как жизнь в уединении - на расстоянии от внешнего мира. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.
Его борьба против многочисленных отступников от официального христианского вероучения, не останавливающаяся на призывах к насильственной расправе с ними, дала многим его биографам основание называть Августина «молотом еретиков» и видеть в нем наиболее раннего предшественника католической инквизиции средневековья.
Огромное литературное наследие Августина включает несколько философских произведений, которые также трактуют и положения христианского богословия. Наиболее важным произведением является «Исповедь» - религиозная автобиография Августина.
Описывая свою жизнь с детства и не скрывая многих своих пороков, крупнейший христианский мыслитель стремился показать в этом произведении, как религиозные искания привели его к христианству, которое возвысило его нравственно и ответило на все его мировоззренческие запросы. «Исповедь», написанная Августином в 43 года, является первой автобиографией в истории.
Непосредственная цель августиновской «Исповеди» - побудить и других язычников, особенно из числа образованных верхов, к обращению в христианство. В 413 году, под впечатлением разгрома Рима, учиненного вестготами, Августин начал писать самое обширное и знаменитое из своих произведений «О граде божьем», которое было окончено в 426 году.
Августин умер 28 августа 430 года, в возрасте 76 лет, находясь в осажденном вандалами Гиппоне. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Приверженцы епископа сумели уберечь останки святого от осквернения арианами-вандалами, перевезя мощи на остров Сардиния.
После завоевания острова сарацинами, король Ломбардии Лиутпранд, в 18 веке выкупил святые останки, похоронив их в храме апостола Петра в городе Павия, который располагается и поныне недалеко от Милана.
В 1842 году, с согласия папы, часть правой руки (локтевая кость) Августина была перевезена в Алжир и сохраняется там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.
15 июня Русская православная церковь чтит память о великом христианском философе Аврелии Августине, названном Блаженным.
Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации