Найти в Дзене
Метафорика

Кроличья нора или тайная комната? Метафоры и их использование в коучинге

Аристотель считал, что метафора — признак гения. Он писал, что «человек, который умеет находить аналогию у двух разных областей существования, владеет особым даром». Что я думаю об этом? Слово «мета» с греческого переводится как «между», «через». Для меня это – словно открыть дверь, чтобы иметь возможность посмотреть в другие миры, или даже шагнуть внутрь для их исследования. Найти сходства у совершенно разных вещей и через это ответить себе на вопросы. Для меня это про личностную трансформацию, но не через потери, а через осознавание. Метафора для нашего мышления – это подсказка, которая побуждает думать иначе о волнующей проблеме и быстро находить ответы. Так же мышление – оно определяет фокус нашего внимания, направляя его по привычному и понятному каналу для решения задачи, не предоставляя возможности подумать о других возможных вариантах. Ведь так нашему мозгу гораздо удобнее и быстрее справляться с поставленной задачей. А что будет, если на дно этой канавки постелить, скажем, плё
Оглавление

Аристотель считал, что метафора — признак гения. Он писал, что «человек, который умеет находить аналогию у двух разных областей существования, владеет особым даром».

Что я думаю об этом?

Слово «мета» с греческого переводится как «между», «через». Для меня это – словно открыть дверь, чтобы иметь возможность посмотреть в другие миры, или даже шагнуть внутрь для их исследования. Найти сходства у совершенно разных вещей и через это ответить себе на вопросы. Для меня это про личностную трансформацию, но не через потери, а через осознавание.

Метафора для нашего мышления – это подсказка, которая побуждает думать иначе о волнующей проблеме и быстро находить ответы.

Фото с сайта https://www.freepik.com/
Фото с сайта https://www.freepik.com/
  1. Вспомните себя в детстве, на берегу реки или моря. Когда вы строили песчаный замок, а вокруг него ров с водой. Зачерпывая ведерком или ладошками воду, вы выливали ее в вырытую канавку, но как ни старались, вода не задерживалась надолго, а очень быстра исчезала в зыбком песке.

Так же мышление – оно определяет фокус нашего внимания, направляя его по привычному и понятному каналу для решения задачи, не предоставляя возможности подумать о других возможных вариантах. Ведь так нашему мозгу гораздо удобнее и быстрее справляться с поставленной задачей.

А что будет, если на дно этой канавки постелить, скажем, плёнку? Правильно! Вода задержится и мы получим тот самый охранный ров вокруг песчаного замка.

Также и метафора. Она формирует невидимую, но эффективную преграду нашему мозгу от быстрого принятия однозначного решения, позволяя нашей фантазии и размышлениям в буквальном смысле, свободно течь. И наполнившись, получить тот результат, который действительно нам нужен.

Через метафору мы ищем новые пути решения, что позволяет сконцентрироваться на более важных глубинных структурах, помочь создать расфокусировку, которая может повлечь за собой неожиданные идеи за счет активизации правого полушария.

Метафорический подход основан на работе с архетипами, образами, воображением. В англоязычной среде создание метафор ещё называют «сториттелинг», аналогом в русском языке может служить такие формулировки, как «рассказывание историй», «язык метафор», «трансформация через образы».

А ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МЕТАФОРА В КОУЧИНГЕ?

Метафорический язык – мягкий и безопасный способ заглянуть в глубины, которые скрыты в внутри нас. И если говорить о коучинге, то работа в нём через метафору может быть полезна во многих аспектах.

1. Для создания историй о персонаже (о нас самих), которые помогают совершить квантовый скачок для своего развития

2. Для исследования состояния страхов, ограничивающих убеждений

3. Для освобождения от ложных рамок

4. Напомнить себе про свой путь и начать его искать, а также ключевые ориентиры на нём

5. Открыть в себе новые способности

6. Лучше выстраивать коммуникации с людьми и со «своим кругом»

7. Помогают знакомиться, понимать и принимать свой опыт на глубинном уровне, чтобы качественнее проживать свое настоящее и создавать лучшее будущее

8. Через метафоры мы быстрее делаем шаги к персональным трансформациям

9. Метафорический подход помогает распаковывать творческий потенциал, который можно использовать как для решения запроса, так и в дальнейшем как навык для своего развития

10. Эта работа также про выстраивание связей с нашими глубинными ценностями

Фото с сайта https://www.freepik.com/
Фото с сайта https://www.freepik.com/

ЭЛЕМЕНТЫ МЕТА-ИСТОРИИ

Как я сказала выше, метафора, по сути, эти мини-история. А как у каждой истории, у нее есть определенная конструкция. В мета-историю, которая используется в коучинге, входят следующие элементы:

1. Это законченный и цельный образ, сформулированный таким образом, чтобы тот, кто работает с этой метафрой (например, клиент) моментально мог связать ее со своим запросом.

Например: «Когда я думаю об этом, то мне кажется, что я словно ныряю в холодную прорубь, чтобы поймать глубоководных рыб на дне»

2. Эта история должна наталкивать на размышление и желание поисследовать ее через открытые коучинговые вопросы, которые запускают внутренний поиск.

Например: «А что для тебя значит «холодная прорубь»? А что это за глубоководные рыбы?

3. Эта история содержит глубинную мудрость для человека, которая становится отправной точкой для дальнейшего его движения.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Я много сказала про то, что метафоры помогают трансформациям, включают творческое мышление. А как же это происходит?

Когда мы сравниваем предметы со своей ситуацией, то таким образом открываем новые взаимосвязи. Это помогает, словно фонариком, подсветить какой-то аспект задачи, который оставался незамеченным. Находя схожие обстоятельства между ситуации и созданной историей, мы можем это перенести с предмета на ситуацию, и таким образом найти решение или получить инсайт.

За счет обращения к своему бессознательному через образы запускаются личностные трансформации, которые происходят через внутреннее самоисследование, а не через внешнее влияние, что очень важно. А если метафора сильна, то она может переживаться всеми пятью чувствами: ее можно будет не только увидеть внутри себя, но и услышать, ощутить вкус и аромат, прочувствовать кожей.

Давайте я продемонстрирую это на схеме.

Создавая метафору, мозг обрабатывает отдельно информацию левым полушарием, отвечающим за логику, и правым, отвечающим за креативность. Таким образом, одна и та же информация считывается через две плоскости, включая большое количество нейронов головного мозга, деля послание в разы эффективнее.

-3

КАК МОЖНО РАБОТАТЬ С МЕТАФОРОЙ ВНУТРИ КОУЧИНГА?

Есть несколько вариантов – через исследование метафор, которые создает сам клиент, через метафоры, которые рождаются у коуча при работе с запросом клиента, при использовании дополнительных мета-инструментов. Одним из таких инструментов являются метафорические карты (МАК). И в рамках этой статьи я хотела бы рассмотреть работу именно с ними.

В ЧЁМ ПОЛЬЗА МАК И КАК ОНИ МОГУТ ПОМОЧЬ?

1. Они помогают расширить мышление клиента, преобразовать течение мыслей в позитивное русло.

2. Это хороший инструмент, когда сессия становится непростой. У клиента появляются новые мысли, сохраняется присутствие, через возникающие ассоциации можно глубоко поисследовать запрос

3. Это своеобразный способ анонимности для клиента, если тот не может в подробностях осветить полностью проблему. Коуч не узнает подробностей, но сможет задать сильный продвигающий вопрос, который поможет клиенту найти решение

4. Когда у клиента нестандартный запрос и требуется подключение креативной части мышления. Также это хороший помощник для выхода из «ментального тупика».

5. Для исследование ценностей и ресурсного состояния. Или наоборот, для возврата клиента в ресурс (здесь важно подобрать такую колоду МАК, которая работает именно на его раскрытие)

Богатые детали метафоры человек проецирует на себя, что помогает формировать новые нейронные связи и установить связь со своим собственным опытом для дальнейших трансформаций.

6. Использование МАК хорошо работает в сессиях группового коучинга, так как создает безопасную среду для всех участников процесса, не нарушая их границ.

Фото с сайта https://www.freepik.com/
Фото с сайта https://www.freepik.com/

Каждая созданная метафора наполнена собственным поиском и самоисследованием для человека. Это бесконечное поле для самопознания. А еще это интересный и красивый инструмент.

Желаю вам интересной практики, личных открытий и продвигающих метафор для жизни и равботы!

Использованная литература для вдохновения при написания статьи

1. Мэрилин Аткинсон «Путь к изменению. Трансформационные метафоры»

2. Майкл Микалко «Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие»