РНФ и линия раскола «центр – регионы»
Валентин Пармон в новом составе Президиума продолжает играть главу «партии регионов – и в первую очередь, Сибири». Он задал провокационный вопрос – субъекты федерации изыскивают средства для софинансирования проектов в рамках региональных конкурсов, но не понимают, кто принимает окончательное решение. Эту проблему де обсуждали на круглом столе о региональных грантах РНФ на Технопроме.
Здесь прозвучала серьезная разница фокуса – федерального и регионального. РНФ (в общем-то, как и Минобрнауки) рассматривают подобные конкурсы как возможность привлечь региональные средства для проектов федерального значения, но в интересах регионов (оттого и экспертиза тут федеральная). Регионы же (и в частности, как получается, СО РАН) видят в этих грантах возможность выудить федеральные средства под решение собственных (предположим, что временами – местечковых) задач.
Александр Хлунов жестко парировал Валентину Пармону – РНФ работает с 55 регионами и никаких официальных замечаний, в том числе от Андрея Травникова (губернатора Новосибирской области), не поступало.
Форум – видимо тот самый круглый стол – как оказалось, собрали без согласия РНФ, а значит его Фонд считает нелигитимным. Александр Хлунов напомнил собравшимся, что «РНФ подчиняется только своему Попечительскому совету – ни [Андрею] Травникову, ни Сибирскому отделению РАН он не подчиняется». Условия выделения грантов РНФ предполагают исключительно экспертизу РНФ – то есть федеральную.
Этому боданию РНФ и СО РАН уже не первый год – потому Александр Хлунов раздраженно (и видимо, уже не в первый раз) напомнил Валентину Пармону, что у региона и самого Отделения есть большие деньги и они могут проводить любые конкурсы, какие захотят самостоятельно. А регионы как раз недавно получили право финансировать фундаментальную науку.
Сам же Валентин Пармон, как оказалось, уже давно штурмует помощника президента Андрея Фурсенко. И Александр Хлунов жестко посоветовал: «И не нужно Андрею Александровичу писать вот эти наговорники. Он не очень четко понимает вообще, что он отстаивает. Если он хочет опираться на местных ученых, это один конкурс, если нужна федеральная площадка – другой конкурс».
Резюмировал Александр Хлунов в ответе на другой вопрос – заявки от новосибирских ученых и от новых регионов будут рассматриваться на равных. И естественно, на федеральном уровне.
Проблема «центр – регионы» не повсеместна, наиболее яркое выражение – это, естественно, Новосибирская область и расположенное на ее территории Сибирское отделение РАН. Которому, кстати, грех жаловаться – на один из конкурсов оно вообще было допущено как отдельное юридическое лицо.
Валентину Пармону может дорого обойтись очередной приступ сепаратизма. Позиция научно-образовательных властей прозрачна: федеральные деньги от федерального института развития = федеральная экспертиза. Просто так вбрасывать бюджетные средства даже в Новосибирскую область, чтобы их тихонечко местные попилили между собой – никто не будет.
С другой стороны, сами регионы оказываются в двойственном положении – да, университеты и научные институты расположены на их территории, но это учреждения федерального подчинения. И в крайнем случае – никакой губернатор их руководителям не указ. То есть регионы (а они весьма мощные, раз есть дело до науки) вкладывают свои деньги в работу федеральных структур на их территории, причем решающее слово все равно остается не за субъектами федерации. Здесь, правда, есть одно исключение – это научно-образовательные центры мирового уровня, где голос регионов ощутим.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29770